Анненский Иннокентий Федорович
Теория словесности с хрестоматией...

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Теорія словесности съ хрестоматіей, составилъ преподаватель Лазаревскаго института въ Москвѣ и Торговой школы Императора Александра III Л. О. Вейнбергъ. М. 1909. Стр. VIII+259. Цѣна 85 коп.
   Книга производитъ выгодное впечатлѣніе, но кое-что въ слѣдующемъ изданіи все же автору придется, пожалуй, поправить и дополнить.
   Напримѣръ, я не представляю себѣ, откуда-же, если не изъ курса теоріи словесности, учащіеся получатъ точныя свѣдѣнія объ ироніи, плеоназмѣ, гиперболѣ и т. п. Даже съ чисто практической точки зрѣнія на школу, на ней лежитъ обязанность систематически и сознательно пріобщатъ учащихся къ языку научно-литературному. Не забываемъ ли мы объ этомъ, желая во что бы то ни стало упростить нашу стилистику? Тѣмъ болѣе, что корни теорій Аристотеля и наставленій Квинтиліана гораздо глубже, чѣмъ это намъ кажется, связаны съ формами нашей литературной рѣчи.
   Вотъ нѣсколько частныхъ замѣчаній на книгу:
   1. На стр. 12 читаемъ: "Устная рѣчь есть живая, непосредственная передача говорящимъ своихъ мыслей". Въ виду устной рѣчи въ ораторскомъ искусствѣ и на сценѣ, эти слова надо развить.
   2. На стр. 25 осталась незамѣченной грубая ошибка "Шестистопнымъ (?) ямбомъ написанъ "Борисъ Годуновъ"".
   3. Нѣсколько устарѣлымъ слѣдуетъ назвать утвержденіе на стр. 32, что у грековъ скульптурѣ принадлежитъ гегемонія среди искусствъ. Даже въ русской научной литературѣ можно найти данныя, которыя заставятъ въ этомъ усомниться.
   4. На стр. 34 читаемъ, что первыми искусствами человѣчества (по времени) являются танцы и "хоровое пѣніе, сопровождающее совмѣстныя работы": этнографія, дѣйствительно, установила значеніе первобытнаго танца. Но относительно пѣнія хоромъ не рано-ли это утверждать?
   5. На той же стр.: "Иліада Гомера разсказываетъ про осаду Трои соединенными силами греческихъ племенъ". Вѣроятно, составитель хотѣлъ сказать что-нибудь другое.
   6. На стр. 46 читаемъ, между прочимъ, что ода стала выраженіемъ особыхъ настроеній души... когда бродишь по кладбищу съ думами о смерти". Желательно бы было имѣть разъясняющій примѣръ. Признакъ во всякомъ случаѣ не характеренъ.
   7. Въ хрестоматіи напечатано на стр. 93 дальній (прахъ), а надо -- дольній.
   Напечатана и издана книга, въ общемъ, хорошо, для 1-го изданія ея цѣна недорога. Зачѣмъ только издатель такъ странно измѣняетъ мѣсто начала стихотворныхъ строкъ (см. напр. стр. 170 сл.)?

И. Анненскій.

"Журналъ Министерства Народнаго Просвѣщенія", No 10, 1909

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru