Анненкова Варвара Николаевна
Анненкова В. Н.: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


I.

   Анненкова (Варвара Николаевна) -- поэтесса (1795--1870), сестра Ник. Ник. Анненкова, генерал-губернатора Юго-Западн. края. Стихотворения её печатались в "Библ. для Чтения", "Современнике" Плетнева, "Москвитянине" и разных альманахах 30-х годов. Лермонтов, Языков, гр. Ростопчин и другие посвящали ей свои произведения. Влияние Лермонтова отражается на её стихотворениях, иногда довольно образных, но лишенных силы и чувства. Отдельно изданы: "Для избранных" (1844); "Стихотворения 1854, 1855 и 1856 гг. В... А...ой" (1856); "Шарлота Кордэ, драма в 4 д. и стихотворения" (1866); "Чудо-Юдо, сказка и стихотворения" (1866).

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

II.

   Анненкова, Варвара Николаевна, писательница, род. в 1795 г., ум. после 1866 г. В Москве, в 1844 г. появился сборник ее стихотворений, под заглавием: "Для избранных"; значительная часть этих стихотворений -- послания к Лермонтову или подражания ему. Некоторые стихотворения не лишены поэтического одушевления и образности, как, напр., "Пантеизм Гердера". В Петербурге, в 1856 г., Анненкова напечатала "Стихотворения 1854, 1855 и 1856 гг.", с посвящением защитникам Севастополя. Наконец, в 1866 г. вышли в свет: 1) "Чудо-юдо", сказка и другие стихотворения и 2) "Шарлотта Кордэ", драма в 4-х действиях, и разные стихотворения. Князь Голицын в своем "Библиогр. словаре русских писательниц" предполагает, что Анненковой принадлежат две статьи с подписью "В. А--ва". 1) " Педагогические заметки из Веймара" ("Библ. для Чтения" 1859 г., No 5), вызвавшие возражения Шлейдена в "Журн. для воспит.", 1859, No 10, и 2) "Новые опыты воспитания детей заграницею" ("Библ. для Чтения" 1860 г., No 5). С. Венгеров, в своем "Критико-биогр. словаре", замечает, что предположение это основано на внешних признаках и что "очень содержательные статьи г-жи В. А--вой несомненно принадлежат молодой матери".
  
   Князь Голицын, "Библиогр. словарь русских писательниц", -- С. Венгеров, " Критико-биогр. словарь", т. I, стр. 583--585. -- Отзывы о сборнике "Для избранных" появились: в "Отеч. Зап.", 1844 г., т. 34, "Литер. Газете" 1844 г., No 20 и в "Север. Пчеле" 1844 г., No 45.

Русский биографический словарь А. А. Половцова

  

III.

   АННЕНКОВА Варвара Николаевна (1795--1866, по др. сведениям -- 1870, Москва), поэтесса. Сестра H. H. Анненкова. Детство и юность А. связаны с Нижегород. краем, зрелые годы -- с Москвой. Биогр. материалы исчерпываются генеалогич. показаниями о принадлежности поэтессы к кругу образованного моск. дворянства (см.: Руммель) и отд. упоминаниями в мемуарах (так, известно, что в 1826 А. способствовала легализации отношений своего кузена, декабриста И. А. Анненкова, с Полиной Гёбль -- впоследствии П. Е. Анненковой; см.: Восп. П. Анненковой, Красноярск, 1977, с. 96). Имя А. в истории лит-ры ассоциируется с именем М. Ю. Лермонтова, что имеет основанием не только родство, знакомство, единый круг общения поэтов, но и творч. переклички: совместно написанная пародийная "Баллада" (1837; см. прим. в кн.: Лермонтов М. Ю., Собр. соч., 2-е изд., т. 1, Л., 1979, с. 622) и три посвящения памяти поэта, вошедшие в первый сб-к А. (см. о них: ЛН, т. 46--47, с. 788--89). Известны также стихи, посвященные A. H. M. Языковым ("Мне мил прелестный ваш подарок", 1845).
   Лит. дебют А.-- сб. "Для избранных" (М., 1844) -- состоялся, когда ей было ок. 50 лет, хотя, вероятно, лит. развитие ее началось рано (как то было с ее младшим бр. Н. Н. Анненковым). Сб-к отмечен стилистич. и хроно-логич. однородностью текстов (по ряду примет -- все стихи кон. 30-х -- нач. 40-х гг.), что свидетельствует об их тщательном эстетич. отборе (косвенное подтверждение этому -- изъятие из сб-ка отцензурованных несохранившихся произв.-- "Путешествие по звездам", "Первый стрелецкий бунт"; см.: ЦГИАМ, ф. 31, оп. 1, д. 14). Подавляющее большинство стих. (всего их около ста) характеризуется высоким стилистич. строем, преобладанием лирич. медитации, решенной в элегич. ключе, что сближает их с традицией мечтательного романтизма В. А. Жуковского (см., напр., стих. "Музыка", "Ивково" и "Что же я потеряю"). В то же время ощутимо влияние Лермонтова, выразившееся в заимствовании ряда тем, мотивов, сюжетов и даже стиховых форм (см. "Наполеон", "Русалка" и др.); "лит.", внешний (а не глубинно-мировоззренческий) характер влияния позволил рецензенту "Отеч. зап." заключить: "поэзия г-жи Анненковой есть навеянная, а не задушевная" (1844, No 5, отд. VI, с. 8; сходное суждение см. в рец.: П. А. Плетнев -- "Совр.", 1844, т. 34, с. 302).
   В сб-ке прослеживается общая тенденция рус. поэзии 40-х гг. к разрушению жанровой системы: даже жанрово-приуроченные тексты (баллады, дружеские послания) в интерпретации А. сливаются с общим фоном медитативной лиричности (исключений немного, в т. ч. шуточная "Баллада", начатая Лермонтовым). Стих. А. почти лишены житейских реалий, выраженного биогр. подтекста, что контрастировало с устоявшимся типом "жен. поэзии" (ср. откровенный прием "поэтич. биографии" в творчестве Е. П. Ростопчиной).
   Открывающая книгу драм. поэма "Шаманы" -- обычная для поздних романтиков свободная композиция фрагментов, уснащенных деталями местного колорита (сюжет заимствован из "Путешествия по северным берегам Сибири и по Ледовитому морю..." Ф. П. Врангеля, ч. 1--2, СПб., 1841, и включает эпизоды племенного быта чукчей); интересно введение в сюжет фигуры ссыльного, что, возможно, отражало былые декабристские симпатии А. Выдержанная стилистика и проф. стихотв. техника книги, как и ее "высокая" тематика (мир искусства, философии, истории), по мнению рецензента "Отеч. зап." П. Н. Кудрявцева, свидетельствовали о хорошем вкусе и образованности автора (отмечены стих.: "Сафо", "Наполеон на Монблане", "Закон судьбы", "Пантеизм Гердера", "Кедры Левана"), но не искупали недостаток у него таланта. Приятию поэзии А. препятствовал также сугубо интимный характер ее дарования: творчество для А.-- акт почти религ. значимости, и читатель для адекватного восприятия текста должен обладать "избирательным сродством" с автором -- именно это может быть ключом к названию "Для избранных", воспринятого рецензентами как сигнал кружковой ориентации, архаичной для 40-х гг.
   Появление поздних книг А., не обнаруживших творч. эволюции автора, прошло незамеченным.
   Др. произв.: "Стих. 1854, 1855 и 1856 гг. В... А...Й. Посвящаются защитникам Севастополя" (СПб., 1856), "Чудо-Юда. Сказка и стих." (СПб., 1866), "Шарлотта Корде. Драма в 4 действиях и стихотворения" (СПб., 1866).
   Лит.: Андроников И. Л., Собр. соч., т. 3, М., 1983, с. 257--59; Зубков М. Н., Рус. поэма сер. XIX в., М., 1967, с. 50. + Руммель В. В., Голубцов В. В., Родословный сб-к рус. дворян, фамилий, т. 1, СПб., 1866, с. 62; Голицын; РБС; Венгеров (Сл., Источ.); Лерм. энц.; Масанов.

Н. Г. Охотин.

Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 1. М., "Советская энциклопедия", 1989

  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru