Максимов П.
Послесловие к 10-му тому

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    собрания сочинений Мартина Андерсена-Нексё.


Послесловие
к 10-му тому собрания сочинений Мартина Андерсена-Нексё

   В настоящий том включены очерки, выступления и письма, составляющие часть обширного публицистического наследия Мартина Андерсена Нексе.
   Мартин Андерсен Нексе -- писатель многогранного таланта. Прозаик, драматург, поэт -- он был широко известен и как яркий публицист, умелый агитатор, страстный гуманист-революционер. Активный участник политической жизни своей страны на протяжении более полувека, он был видным общественным деятелем современности. Жизненный путь Нексе -- пламенного борца за мир, демократию, социализм, -- так же, как и его творчество, оправдывает давно установившееся за ним почетное имя "датского Горького". В его статьях есть немало мыслей, прямо перекликающихся с идеями и образами великого русского писателя.
   Книга очерков "Солнечные дни", которыми открывается том, вышла в свет в 1903 году. В основу их легла поездка по Испании, предпринятая Нексе летом 1902 года. Впервые в Испании Нексе был еще в 1894 году и прожил в этой стране два года. Это первое путешествие имело огромное значение в жизни Нексе. Ему было двадцать пять лет, когда он заболел воспалением легких и затем "болезнью бедняков" -- туберкулезом. "Я долго находился между жизнью и смертью, -- писал Нексе в своей автобиографии, -- и на мое выздоровление не было почти никакой надежды. Если я тем не менее выздоровел, то исключительно благодаря своему всем известному упрямству". Нексе был в те годы школьным учителем в Оденсе, делал только первые шаги в литературе и не имел никаких средств на лечение. Друзья собрали ему деньги, на которые он смог поехать на юг. Единственным заработком Нексе были письма-корреспонденции, по полторы кроны за письмо, которые он посылал в газету "Борнхольме тиденде", выходившую в Рэнне. Эти корреспонденции сразу же привлекли всеобщее внимание, перепечатывались многими газетами и составили начинающему писателю литературное имя.
   В Испании впервые зародился у Нексе и замысел его основного произведения-- серии романов, открывающейся "Пелле-Завоевателем", -- "эпос о пролетариате", как говорил сам писатель.
   "Солнечные дни" (в книгу частично вошли и письма-корреспонденции, написанные Нексе во время пребывания в Испании в 1894--1896 гг.) покоряют богатством красок, жизнерадостностью, свежестью восприятия мира. Перед читателем раскрывается страна, залитая ярким южным солнцем, где живут люди с горячей кровью, люди сильных чувств, больших страстей. Пестрой панорамой проходят древние храмы и дикие горы, шумные города и глухие селения, плодородные поля и выжженные солнцем пустыни, -- и все это описано с меткой наблюдательностью, с мягким юмором и пытливостью человека, впервые увидевшего новую для него жизнь. Нексе показал читателю мир, не похожий на датскую действительность, -- красочный, яркий, необычный; но страна, встающая со страниц его очерков, не имеет ничего общего с опереточной экзотикой, с традиционной Испанией матадоров и серенад. Нексе пишет об испанском обществе, о жизни испанского народа, "угнетаемого государством и церковью", его нравах и обычаях, мыслях, чувствах, настроениях.
   Резким диссонансом в красочную картину щедрой природы вторгается описание каторжного труда табачниц Севильи, нищих селений Кордовы, зловонной тюрьмы в Марокко, танжерского госпиталя, куда больные приходят только умирать. Нексе увидел, что простой народ повсюду, даже на такой богатой земле, как в Испании, живет тяжело, в нищете, в лишениях. Но писатель не просто рассказал о том, как тяжела в Испании жизнь трудового народа, -- он постоянно ищет социальных корней народных бедствий. Его очерки не походят на натуралистическую литературу, модную в Дании тех лет, и выгодно отличаются в этом смысле даже от некоторых ранних произведений самого Нексе.
   "В Испании я нашел себя как писатель, -- говорил позднее Нексе, -- но в качестве певца пролетариата я почувствовал себя обязанным показать миру, какая золотая душа живет в так называемом простом народе". В этой авторской оценке своего первого значительного произведения подчеркнута основная идея всего творчества Нексе, всегда говорившего от имени трудовых масс и только среди них находившего героев своих книг.
   Впоследствии Нексе писал, что такое сильное чувство солидарности, которое он ощутил в испанском народе, он встречал потом только в России.
   В бодром, оптимистическом тоне "Солнечных дней" уже сказалось новаторство Нексе, основоположника датской пролетарской литературы.
   Писатель с радостью отмечает каждую черту "самоуважения и чувства собственного достоинства" в испанском народе, каждую искру классового сознания. Свободомыслие, гордость, независимость ("ни разу не встретил я лакейской души"), вечно живущий огонь революционного протеста -- вот что подчеркивает, выделяет Нексе в своих очерках. Яркие -- хотя и несколько идеализированные -- картины жизни андалузцев, мало затронутых капиталистическим развитием, дают Нексе повод для размышлений о судьбах буржуазной цивилизации, о рабстве подневольного труда, которое эта цивилизация несет с собой. По "Солнечным дням" можно судить о том революционном неприятии буржуазной действительности, которое жило в Нексе с самых первых шагов его творчества.
   В очерках об Испании Нексе постоянно возвращается к жизни своего народа, к датской действительности, -- без учета этого нельзя правильно понять своеобразие "Солнечных дней". Он никогда не забывает о "папаше Серенсене" (так он называет датского обывателя), "укрывшегося от всех исторических потрясений ночным колпаком"; Нексе стремится разбудить в нем революционное сознание, не дать ему "по-прежнему спокойно и лояльно спать". Писатель находит способы донести до читателей свою мысль даже через буржуазную печать.
   Характерная черта очерков -- симпатия и уважение, с которыми описывает Нексе жизнь других народов. Время выхода в свет его книги было годами начинающегося разгула шовинизма во всех странах Европы и Америки, в том числе и в буржуазной Дании, также искавшей своей доли в дележе мира. Высмеивая националистов у себя на родине и их "национальное честолюбие", Нексе рассказывает, что испанцы не знают о существовании датчан, потому что не покупают датского масла... В то же время молодой писатель с горечью писал, что датчане слишком мало заботятся о поддержании своего национального достоинства, что они "поторопились" объявить себя страной без "национального своеобразия".
   Впоследствии Нексе так говорил о своих испанских очерках: "Я, бедняк, жил среди бедняков, в самой гуще народа, и сблизился с ним. А познакомиться с простым народом повсюду на земле означает -- волей или неволей полюбить его". В "Солнечных днях" уже ясно чувствуется будущий Нексе -- борец против войн и социальной несправедливости, один из организаторов Компартии Дании и член ее Центрального Комитета, убежденный интернационалист и друг Советского Союза.
   Впервые в России Нексе побывал в 1907 году, но еще в 1905 году, в статье "Красный флаг", писал, что известия о революционных событиях в России "звучат подобно солнечным сказаниям" и "манят нас, как маяк будущего". .8 ноября 1917 года Нексе, от своего имени и от группы своих друзей послал В. И. Ленину телеграмму, в которой "с горячей любовью и бесконечным энтузиазмом" приветствовал победивший русский пролетариат. В 1918 году он клеймил в печати организаторов интервенции против молодой советской страны -- тех, кто хотел "вонзить нож" в "новую Россию". Несмотря на запрет датского правительства, Нексе в 1922 году приехал в Советскую Россию и с тех пор до конца своих дней был горячим пропагандистом "страны Ленина",
   Впоследствии Нексе неоднократно бывал в СССР и посвятил Советскому Союзу множество публичных выступлений и докладов, большое количество статей и несколько книг -- "Навстречу молодому дню" (1923), "Два мира" (1934), "Руки прочь" (1935). Основной, ведущий мотив этих книг -- противопоставление успехов советской страны деградирующему буржуазному миру. Нет ни одной стороны жизни советского общества, которую бы не осветил Нексе, раскрывая смысл подлинной советской демократии читателю Запада. Он считал своим долгом общественного деятеля распространять правду о СССР. "У каждого, кто имеет возможность сопоставить Советский Союз с Западной Европой, спадает а глаз пелена", -- писал Нексе в книге "Два мира". Главы из этой книги, особенно последняя -- "Оглядываясь назад", в которой писатель подводит итоги своим наблюдениям, дают ясное представление о том, как под пером Нексе все факты советской жизни превращались в оружие его общественной борьбы.
   Особо следует отметить внимание Нексе к духовной жизни советского человека, к культурной революции, происшедшей в советском обществе. Мыслитель-гуманист, Нексе много писал о судьбах культуры, В каждой строке, вышедшей из-под его пера, чувствуется глубокое уважение ко всему, что было создано простыми тружениками на протяжении столетий жизни человеческого общества. Именно так, по-горьковски, понимал Нексе культуру -- не как создание избранных одиночек, аристократов духа, а как творение и достояние народа -- Пера-Голяка, Пера-Труженика, героя его книг.
   Величайшей силой, создавшей человеческую культуру, говорил Нексе, было чувство солидарности, искони присущее человеческому обществу, но враждебное богатым, власть имущим, которые сегодня, как и раньше, насаждают звериный, индивидуализм. А эгоизм -- противопоставление своего "я" своим ближним -- враждебен культуре, мешает расцвету человеческой личности; на нем основывается волчий закон капиталистического общества, войны, уничтожение, смерть. Поэтому каждый подлинный писатель должен всеми силами способствовать расцвету в людях солидарности -- "жизненного нерва пролетариата", "основы социалистического принципа жизни", "самого прекрасного цветка и высшего плода человеческой культуры". Об этом говорил Нексе на первом съезде советских писателей в 1934 году и во многих своих статьях и выступлениях. За несколько месяцев до съезда писателей он опубликовал статью "Социалистический реализм--наше оружие", в которой утверждал, что "поэт призван срывать покров с обмана и лжи, разоблачать несправедливость, -- короче, стоять на стороне слабых и угнетенных". Нексе был один из первых писателей Запада, принявших сталинские слова о социалистическом реализме как лозунг борьбы за реалистическое искусство, проникнутое великими идеалами современности.
   Для Нексе не было сомнений я выборе пути, когда в 1932 году прозвучал горьковский вопрос, обращенный к интеллигенции буржуазного мира: "С кем вы, мастера культуры?" Нексе с самого начала своей общественной деятельности был в одном лагере с Максимом Горьким. Его собственные статьи и выступления сыграли немалую роль в деле сплочения передовых культурных сил не только Дании, но и всей Западной Европы и Америки. Как и Горький, Нексе не отделял "творческие силы нации" от народа и в подъеме демократического, освободительного движения в каждой стране видел залог расцвета ее национальной культуры. "Ленин вдохнул жизнь и тепло в те силы человечества, которые борются за дело прогресса", -- говорил Нексе в статье "Влияние Ленина на творческие силы Запада", подчеркивая великую роль распространения в народных массах всего мира идей ленинизма.
   Культурную революцию в Советском Союзе, утверждение принципов социалистической морали Нексе рассматривал как величайшее доказательство общечеловеческого значения Октябрьской революции и построения социализма в СССР. Он многократно отмечал, какую большую роль в жизни советского общества играла и играет советская литература. Много раз он выражал свое восхищение советскими писателями, которые продолжают "дело своих старших товарищей" -- великих русских писателей прошлого. О расцвете личности в социалистическом обществе Нексе говорил в речи на Пушкинском юбилее в Большом театре в Москве 6 июня 1949 года.
   Мартин Андерсен Нексе много способствовал распространению правды о Советском Союзе, его общественном строе, его миролюбивой политике -- "твердой, ясной, как день", по выражению Нексе.
   Расцвет общественно-публицистической деятельности Нексе падает на тридцатые годы, когда он становится крупнейшей фигурой международного антифашистского движения. Нексе читает лекции и доклады в различных странах Европы. Он выступает в защиту жертв фашистского террора -- Димитрова, Ракоши, Тельмана; его гневный голос раздается против каждого преступления фашистских варваров, против каждой попытки разжечь новую империалистическую войну; его антифашистские, антивоенные статьи, проникнутые пафосом революционного гуманизма, вызывают отклик во всем мире. Международный конгресс защиты культуры, происходивший в 1936 году в Испании, единогласно избрал Нексе своим председателем.
   Поездка по Испании, сражавшейся в те годы против фашистского мятежа, дала Нексе материал для книги очерков "Испания" (1937). Немало вдохновенных страниц посвящено в ней героизму испанского народа, который Нексе полюбил со времени первого знакомства с ним. Много внимания уделено в книге сражавшимся в Испании интернациональным бригадам (в их составе были и его соотечественники, назвавшие свою часть именем Нексе). В Испании, писал Нексе в статье о батальоне Тельмана, происходит "решительная схватка между культурой и прогрессом, с одной стороны, и реакцией, в ее самом зверином образе, -- с другой. Доброволец, отдающий свою жизнь за испанский народ, сегодня является лучшим защитником культуры". И весь свой гнев Нексе обрушивает на фашистских варваров и проводников политики невмешательства, которые обрекли свободолюбивый и героический испанский народ на растерзание фашизму.
   Сила и глубина публицистики Нексе, его активность как политического деятеля росли с годами, и с годами росла ненависть к нему реакции, никогда не перестававшей травить его. Особенно злобно его преследовали датские правые социал-демократы. Бунтарский дух творчества Нексе всегда, с первых его шагов в литературе, был враждебен реформистской политике социал-демократической партии. В годы первой мировой войны, когда датские социал-демократы голосовали в ригсдаге за военные кредиты, Нексе, выступавший против войны, открыто разошелся с ними. Разоблачение правой социал-демократии занимает большое место в его боевой публицистике, что имело огромное значение для Дании, где реформизм в рабочем движении всегда был силен. Никогда эта борьба Нексе с предателями дела рабочего класса и датского народа не была такой острой, как в годы второй мировой войны, когда антинародная политика датских социал-демократов поставила Данию в положение гитлеровского сателлита.
   В 1939 году империалисты всего мира, уже развязавшие вторую мировую войну, подняли бешеную антисоветскую кампанию. Нексе, всегда утверждавший, что "Советский Союз -- это тот пробный камень, которым можно проверить человека", продолжал неустанно разъяснять мирную политику Советского Союза и подлинный смысл злобных нападок на него империалистических сил всего мира. Стоящие у власти в Дании правые социал-демократы начали открытую травлю Нексе: он был объявлен "предателем родины", дом его осаждали толпы наемных хулиганов, почта приносила груды писем с анонимными угрозами; и те же угрозы расправиться с ним выслушивала его семья по беспрерывно звонившему телефону. Книги Нексе стали сжигать у него на родине, как шесть лет до того их жгли на кострах гитлеровцы.
   В самом начале второй мировой войны Нексе опубликовал полное глубокой мысли письмо к молодежи всего мира, страстно призывая ее выступить против мировой бойни. Слова Нексе были полны веры в победу над "иродом капиталистического мира", который "посылает своих слуг убить новое, нарождающееся время". "Поднимите ваши горящие факелы, -- писал Нексе, -- против всего, что маячит призраком прошлого, и сожгите его!.. Не останавливайтесь на своем пути!" Всемирно-исторические события послевоенных лет, принесшие невиданный успех силам демократии и социализма во всем мире, показали, как прав был писатель, когда в тяжелые дни 1940 года выражал уверенность в победе "молодости" над "бессильной старостью".
   В 1940 году Нексе был заключен в тюрьму, затем ему пришлось побывать и в гитлеровском концлагере. В 1943 году Нексе удалось бежать из тюремного госпиталя и эмигрировать в Швецию. В 1944 году он прибыл в Советский Союз. В эти годы Нексе создал много боевых статей, часть которых печаталась и распространялась в оккупированной Дании нелегально. Позднее, вместе со стихами и речами, с которыми Нексе обращался к датскому народу по московскому радио, они составили книгу "Письма земляку" (1946). С новой силой звучат в ней любовь и благодарность писателя-патриота народам Советского Союза. "Каково было бы наше будущее, -- говорил Нексе в обращении к своим соотечественникам 1 января 1945 года,-- если бы не существовало Красной Армии? Если бы не было на свете советского народа, чья кровь краснее, воля к жизни сильнее, чем у какого-либо другого народа, и чья вера в будущее человечества непоколебима".
   Никогда патриотическая тема, органически присущая творчеству Нексе, не звучала в его выступлениях так сильно, как в послевоенные годы, когда его маленькая страна, освободившись от гитлеровской оккупации, попала под власть американского империализма. Демократические круги Дании восторженно встретили возвращение на родину крупнейшего датского писателя. Более ста тысяч человек приветствовало Нексе в Копенгагене в день его семидесятишестилетия в 1945 году. Но датское социал-демократическое правительство начало травлю писателя, опять пустив в ход излюбленное обвинение в "предательстве национальных интересов". С полным сознанием честно прожитой жизни и честно исполненного долга перед своим народом Нексе отвечал: "Своей литературной работой я сделал для моей страны больше, чем любой из тех, кто, искажая и извращая факты, пытается теперь фабриковать обвинения против меня. Я люблю свой народ, люблю за то, чем он мог быть, и за то, чем может стать". Антинародную политику датского правительства, отдавшего датский народ под власть американского империализма, он называл "мирным врастанием в средневековье". В словах Нексе мы чувствуем законную гордость человека, который своей патриотической деятельностью снискал ненависть предателей датского народа.
   Последние годы жизни Нексе провел в Дрездене. Правительство Германской Демократической Республики предоставило убежище престарелому писателю, которого реакционные правители его страны лишили возможности спокойно жить и работать на родине. За свои книги, давно и широко известные в Германии, он был награжден правительством Германской Демократической Республики Национальной премией первой степени.
   Восьмидесятилетний писатель не прекращает борьбы. Он по-прежнему откликается на все, что происходит в мире, на все проблемы, волнующие прогрессивное человечество. Всемирное движение сторонников мира нашло в нем горячего приверженца и пламенного борца. Он был одним из инициаторов созыва Всемирного конгресса в защиту мира в Париже в 1949 году. В приветствии конгрессу, на котором он не мог присутствовать по болезни, Нексе говорил о величии "простого и всеобъемлющего лозунга -- мир".
   Этот "простой и всеобъемлющий лозунг" был пафосом борьбы всей его жизни. Все, что вышло из-под его пера, было неразрывно связано с народными интересами и неотделимо от идеи мира. В "Конце пути" (1939), последней из автобиографических повестей, Нексе рассказал о том, что сделало его писателем и как он сам понимает свое назначение в жизни. "Мне кажется, -- писал Нексе, что я шел, хотя и сбиваясь с пути, к служению самому высокому идеалу в мире -- мирному, честно трудящемуся человечеству". Его давняя мечта о "духе общности", то есть о солидарности людей, обрела особую силу в наши дни, когда в лагере социализма уже свыше восьмисот миллионов человек, а во всех капиталистических странах процесс пробуждения простых людей идет с невиданной ранее силой.
   Передовая общественность высоко ценила авторитет Нексе и его слова. Непременный участник всех конгрессов в защиту мира, он был избран на Варшавском конгрессе членом Всемирного Совета мира. Решением Президиума Верховного Совета СССР он был введен в состав Комитета по присуждению международных сталинских премий "За укрепление мира между народами". Его деятельность в эти годы по- прежнему служила борьбе против той "моральной обработки людей", которая, как подчеркивал Нексе в одной из своих последних статей, "По обе стороны дороги" (он требовал в ней запрещения фашистского кинофильма), в первую очередь нужна для подготовки войны.
   Хорошо зная Германию и немецкую культуру, Нексе неоднократно свидетельствовал перед всем миром об успехах ГДР на пути демократического развития, на который она встала после разгрома гитлеризма. Писатель выступал за объединение миролюбивых сил немецкого народа, за создание единого, независимого, свободолюбивого, демократического немецкого государства.
   Нексе ни на минуту не покидала уверенность в победе сил добра над силами зла и войны, он верил в прогресс, в грядущую счастливую жизнь своего народа и всего человечества.
   Когда у Нексе спрашивали, в чем секрет его молодости, он неизменно отвечал, что силы придает ему участие в коммунистическом движении. В замечательном "Письме голландскому борцу за мир", Нексе говорил: "Каждое утро я просыпаюсь с бодрящим чувством, что наши ряды ширятся, что мир укрепляется со дня на день и что реакция в своем зверином облике, несмотря на усиливающуюся военную истерию, все больше и больше вынуждена отступать". Нексе умер на пороге своего восьмидесятипятилетия, полный сил и энергии, продолжая работать буквально до последней минуты ради торжества идей мира, демократии и социализма. Его публицистическое наследие -- яркий документ этой великой всенародной борьбы.

П. Максимов

----------------------------------------------------------------

   Источник текста: Нексе М. А. Собрание сочинений в 10 томах. Том 10. Очерки. Публицистика (1924-1953). -- Москва: ГИХЛ, 1954.
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru