Яхнина Юлиана Яковлевна
Послесловие

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    к восьмому и девятому томам собрания сочинений Нексе в 10-ти томах.


Послесловие

   Восьмой и девятый томы собрания сочинений Нексе включают избранные рассказы и стихотворения писателя, которые наряду с его романами, повестями и публицистикой представляют собой значительное явление датской пролетарской литературы.
   Перу Нексе принадлежит более восьмидесяти -рассказов, большая часть которых создана писателем в начале его творческого пути, в период формирования его революционного мировоззрения. Нексе вступил в литературу зрелым человеком, прошедшим суровую школу жизни пролетария. За плечами начинающего автора было тяжелое детство, долгие годы жизни "в людях", среди трудового народа Дании.
   Настоятельное желание рассказать правду о жизни датских тружеников, об эксплуатации и нищете народа, о начинавшейся революционной борьбе пролетариата, желание "подтолкнуть других людей на ревизию условий жизни человечества, на ревизию всего мира" вложило перо в руки молодого Нексе, определило замыслы его ранних новелл. Однако сам писатель указывал в автобиографии, что, хотя его идейные противники безошибочно угадывали в нем "социалиста", начинающий автор был еще мало знаком с теоретическими основами социализма. Зато ему, сыну пролетария и самому пролетарию, были близки и дороги "практические позиции -социализма", на которых его утвердила сама жизнь. С защиты "практических позиций социализма" и начал Нексе свой творческий путь, чтобы потом стать писателем-коммунистом, сознательным идейным борцом за дело мира и социализма.
   В 1898 году вышел первый сборник рассказов Нексе -- "Тени". За ним последовали "Кротовьи кочки" (1900--1905), "Гимн из бездны" (1908), "Берег моего детства" (1911), "Борнхольмские новеллы" (1913), "Под голубым небом" (1915), "Глубоководные рыбы" (1918), "В пути" (1919), "Пассажиры незанятых мест" (1921). Трехтомное издание под общим заглавием "Кротовьи кочки" (1922--1926) как бы подводило итог всему сделанному Нексе в жанре рассказа за истекшие годы. Последующие сборники -- "Черные птицы" (1930), "К свету" (1938), "Кротовьи кочки" (1946), "Пассажиры незанятых мест" (1946) -- наряду с новыми произведениями включали и старые рассказы, лучшие из которых повторяются в целом ряде сборников.
   Тематика рассказов Нексе необычайно разнообразна. В них нашли свое отражение испанские впечатления писателя ("Революция женщин", 1895; "Конча", 1895; "Хлеб", 1896, и др.), его долголетнее знакомство с Германией ("Юнкер", 1912; "Кукла", 1915; "Трагический жонглер", 1928, и др.), его первые наблюдения над жизнью послереволюционной России ("Мустафа", 1938). Однако основная тема новеллистики Нексе -- жизнь современной ему Дании.
   Новеллы Нексе о Дании поражают широтою охвата действительности. В них описаны Ютландия и Борнхольм, столица и провинция, город и деревня. В них действуют крестьяне и батраки, рабочие, ремесленники и обитатели городского "дна", рыбаки и моряки, городская буржуазия и духовенство.
   Несмотря на тематическое разнообразие, рассказы Нексе воспринимаются читателем как главы одной большой повести. Ощущению их связи друг с другом немало способствует проходящая через многие рассказы конкретная и живая биография автора, порой неразрывно связанная с содержанием произведения. Но главным образом их связывает единство творческого замысла писателя, предназначающего каждому рассказу определенное место в реалистической панораме, в правдивом повествовании о Дании.
   Дания Нексе -- это не идиллическая патриархальная страна, какой ее изображали идеологи реакционной буржуазии и кулачества. Это Дания острых социальных противоречий, обостренной классовой борьбы; Дания эксплуататоров -- и Дания трудящихся бедняков. Рассказы Нексе как бы дополняют друг друга в изображении двух Даний: Дании немногих, имеющих слишком много, -- и Дании многих, имеющих слишком мало. Сравнение этих двух Даний и приводит Нексе к революционным выводам о необходимости коренного переустройства общества.
   Центральное место в новеллистике Нексе занимают образы датских тружеников. В их изображении проявился мужавший с годами пролетарский гуманизм писателя.
   Не жалость к "маленькому человеку" стремился внушить Нексе своим показом трудовой Дании. Труженик Нексе по своим возможностям -- это человек-великан, "достающий зелеными ветвями до самого неба", человек-творец, способный на чудеса и подвиги. Он превращает землю в райский сад ("Сын божий и любимое детище дьявола", 1921; "Сильный Ханс и Красное знамя", 1938), вересковые пустоши в плодородные земли ("Рай", 1912). Его примета -- "грубая кожа на руках". Образ "прилежных рук" проходит через многие рассказы Нексе о бедняках. "Нет в мире ничего, прекраснее устало опущенных рук бедной старухи", -- утверждает автор, глядя на мозолистые руки старой труженицы ("Пассажиры незанятых мест"), Нексе любуется трудом человека, будь то каменщик Людвиг ("Калиф на час", 1910), искусный сапожник Носор ("Перелетные птицы", 1904) или отважные и ловкие рыбаки, борющиеся со стихией ("По течению с плавными сетями", 1905). Однако не случайно, рисуя обобщающий образ труженика-пролетария, Нексе изображает, его закованным в цепи богатырем, прекрасное тело которого "безобразно от грязи и утомления". С беспощадной силой обличения раскрывает писатель проклятье труда в капиталистическом обществе. Эксплуатация, нужда, унижения, болезни неизбежно сопутствуют труженикам в рассказах Нексе. Плоды трудов народа достаются эксплуататорам ("Рай", "Сильный Ханс и Красное знамя"). Рабский труд -- удел сельского пролетария ("Идиот", 1909). Жизнь, полная унижений, выпадает на долю городской служанки ("Дитя любви", 1907). Работным домом кончает Носор ("Перелетные птицы"). Чем талантливее выходец из народа, тем трагичнее его участь в капиталистическом обществе.
   Своими рассказами о судьбе таланта Нексе разоблачает лживые теории о том, что в буржуазном обществе якобы любой человек может проявить свои способности. "Если бы могла полностью развернуться хоть небольшая часть тех замечательных талантов, которые таятся в народе и не могут увидеть света, то весь мир выглядел бы сегодня иначе", -- пишет Нексе в рассказе "Верный до гроба" (1928). Только в единичных случаях постигает удача выходца из народа ("Кукла"; 1915). В противовес этому перед нами проходит целая вереница загубленных жизней. Жертвой суеверия становится пытливый, одаренный хусман Хольм ("Могильный курган", 1907), теряет голос "певчая птица бедняков" машинист Ванг ("Уличный певец", 1916), гибнет "музыкальный гений" хусман Бон ("Верный до гроба").
   С горечью и гневом говорит Нексе в рассказе "Рай" о судьбах бедняков_в мире капитализма: "Многие думают, что если бедняку живется плохо, то виноват в этом он сам. Но, сказать по правде, бедняк никогда не стремился погубить себя. Всегда об этом успевали позаботиться обстоятельства".
   Судьбы рядовых людей "со всеми типичными чертами и свойствами людскими" всегда остаются в центре внимания Нексе. Большинство его рассказов строится по типу биографии и основано на глубоком социальном конфликте. Часто Нексе прослеживает путь своих героев с самого детства, стремясь показать влияние общества на судьбу человека. Рассказы Нексе о бедняках -- это обвинение социальному строю, потому что для писателя судьбы рядовых людей убедительней всего характеризуют общество. Не случайно испанская действительность определяется для Нексе трагическими картинами из жизни бедноты -- судьбой безработного дона Рафаэля ("Хлеб", 1896), умирающей от голода Кончи ("Конча") и возникающим на почве голода стихийные бунтом ("Революция женщин").
   К рассказам-биографиям* тружеников тесно примыкают и рассказы о детях, лишенных детства, которыми Нексе разоблачает очередную ложь буржуазных идеологов' о том, что XIX век стал якобы "веком ребенка". "Ни один период не причинил детям столько зла, сколько век промышленного капитализма" -- эти слова из повести "Малыш" можно поставить эпиграфом к рассказам Нексе о пролетарских детях. С глубокой симпатией рисует Нексе детей бедняков, не знающих радостей детства ("Счастье на мусорной свалке", 1902; "Быстро бегущее лето", 1908). Написав по просьбе уральских ребят для их сборника "Урал -- земля золотая" автобиографический рассказ "Белая птица" (1940), Нексе как бы противопоставил "золотому детству" советских ребят безотрадную картину будней пролетарского ребенка в капиталистическом мире.
   Пролетарский гуманист Нексе не отделяет любви к трудовому народу от ненависти к его угнетателям.
   "Миру прилежных рук" Нексе противопоставляет мир "Великого живоглота" -- капитала, мир хищничества и эксплуатации. Он показывает капиталистическую эксплуатацию в городе и деревне ("Идиот"; "День получки", 1897; и др.), звериные нравы "ядра нации" -- кулачества ("Последыши", 1901; "Утопленник", 1918), обесчеловечивающее влияние денег ("Якоб Шелудивый", 1938), буржуазное правосудие и ханжескую мораль ("Фрэнка", 1898; "Дитя любви", 1907). Нексе разоблачает "социально-успокоительное лекарство" -- религию, породившую в Дании огромное количество сект, одурманивающих людей и отвлекающих их от социальной борьбы ("Два брата", 1897; "Юность", 1903). Наконец, во многих рассказах автор показывает страшные последствия войн, порожденных капитализмом ("Калека", 1901; "Две женщины", 1899; "Вороны", 1914; "Черные птицы", 1928; "Пляска смерти", 1917 и т. д.).
   Беспощадная критика капиталистического мира особенно ярко проявилась в сатире Нексе. Творчески развивая лучшие традиции революционной сатиры, Нексе в своих баснях, памфлетах, рассказах бичует не отдельные пороки современного ему строя, а основные устои капитализма-- социальные, политические, идеологические.
   В сатире "Каждому свой черед" (1904) Нексе разоблачает легенду о мнимом "единстве" датской деревни. Тяжкий труд в течение всего года и жалкие объедки в день праздника урожая заставляют роптать хусменов и батраков. Зато первая смена пирующих, олицетворяющая феодально-капиталистическую Данию, несмотря на видимость "разногласий", дружно поддерживает заведенный порядок, провозглашая тост за короля. Монархическая власть в Дании становится объектом разоблачения в сатире "Бог пустого церемониала" (1906). Жалкой фигурой, пляшущей под дудочку церемониймейстера -- реакции, предстает король в этой сатире. Нексе предсказывает неизбежную гибель королевской власти. Подрывая устои трона, который "серым мраком покрывает всю страну", народ начинает прокладывать светлую дорогу в грядущее. Сатирический образ капитала нарисован в рассказе "Встреча" (1910). Характерен отличительный признак фигуры капиталиста-- он лишен рук. Этой деталью Нексе подчеркивает неспособность капитализма к созиданию, его разрушительную, эксплуататорскую сущность.
   "Великий живоглот" -- капитал, -- в ненасытном брюхе которого исчезают все плоды труда пролетариев, выведен в "Сыне бога и любимом детище дьявола". Разоблачению империалистических хищников посвящена сатирическая басня "Вороны". Оппортунизм и соглашательство становятся объектом сатиры "Волк и овцы" (1915).
   Беспощадно разоблачает Нексе и буржуазную идеологию. Его ранняя сатира "Музыкальный поросенок" (1897), высмеивающая буржуазный индивидуализм, обнажила духовное ничтожество "сверхсвиней", выросших на навозной куче, -- кулацкой Дании. Нексе убедительно показал, что индивидуалистический бунт "сверхсвиньи" (музыкальный поросенок, вносивший в молодости поправки в "свинскую идеологию", прослыл среди своих собратьев вольнодумцем) на деле означает полное примирение со "свинской действительностью". Получив доступ к кормушке, поросенок приходит к выводу, что "каждый занимает место соответственно его природе", и начинает "жрать, пить и спать". В рассказе отчетливо звучит тема "разрушения личности" мещанина-индивидуалиста, тема бесплодности существования и деятельности художника, имеющего претензию стоять над толпой и творить для избранных.
   Тема двух Даний, проходящая сквозной линией через всю новеллистику Нексе, созревает и революционизируется по мере идейной и художественной эволюции писателя. Об эволюции Нексе следует говорить в связи со всем его творчеством, но и рассказы писателя ярко иллюстрируют путь Нексе от защиты "практических позиций социализма" к выражению целостного мировоззрения революционного пролетариата, от первых шагов в создании собственного стиля и преодоления влияния натуралистической литературы -- к становлению реалистического метода, обогащенного чертами социалистического реализма.
   Первый сборник новелл был назван писателем "Тени" (1898); один из последних, выпущенный в 1938 году, -- "К свету". Названия сборников Нексе всегда глубоко продуманы. И даже простое сопоставление этих двух заглавий говорит нам, что, начав с разоблачения мрачной капиталистической действительности, писатель нашел путь к свету, к борьбе за социалистическое будущее.
   Так же тщательно продумывает Нексе композицию и состав своих сборников. Он постоянно включает в них лучшие из ранних рассказов, которые в сочетании с произведениями, написанными позже, приобретают совершенно новое звучание. События прошлого, изображенные в них, в поздних сборниках как бы переосмысливаются в свете борьбы за будущее, которое все громче заявляет о себе на страницах произведений Нексе.
   Определяющую роль в идейном созревании Нексе играло развитие датского рабочего движения. Начало нового этапа в жизни и творчестве знаменовал для Нексе его разрыв с социал-демократией и вступление в созданную при его участии коммунистическую партию Дании. Величайшее влияние оказали на писателя и такие события международного значения, как мировая война 1914 года и революционное движение в России, завершившееся победоносной Октябрьской социалистической революцией.
   Для творчества Нексе характерен ряд "сквозных", значительных тем, которые волнуют художника на протяжении всей его жизни. Повторяются в произведениях Нексе и автобиографические мотивы и отдельные образы, переходящие из произведения в произведение. Но разработка этих тем, мотивов, образов никогда не бывает простым повторением ранее написанного автором.
   Идейный рост Нексе, углубление его реалистического метода легко проследить на материале его рассказов.
   Одна из тем, постоянно волнующих писателя, -- тема войны, неизбежного спутника империализма. Нексе всегда был и остается непримиримым врагом поджигателей войны, активным борцом за мир. Однако в первых своих антивоенных рассказах, написанных на материале событий 1864 года, Нексе выступал главным образом против антигуманной сущности войны, калечащей людей физически и духовно ("Две женщины", "Калека"). По-иному воспринял писатель первую мировую войну. И в публицистике и в рассказах военных лет Нексе четко разграничивает империалистов, наживающихся на войне, -- и народ, который несет на своих плечах ее бремя и трагические последствия. В басне "Вороны" Нексе прямо указывает зачинщиков войны, разоблачает пропаганду милитаризма. "Когда владыки земли начинают брататься с господом богом в алтарях и объявляют свое дело небесным -- обязательно предстоит бойня", -- пишет он. В рассказе "Пляска смерти", созданном на материале немецкой военной действительности, Нексе рисует опустошенные войной, голодающие рабочие предместья и "владык мира" -- фабрикантов оружия, в карманы которых текут военные прибыли.
   В новеллах этих лет тема войны перерастает у писателя в тему революционной борьбы рабочих против тех, кто вложил в их руки оружие; Немецкий рабочий-революционер, выведенный в рассказе "Фея свободы", противопоставляет войну, в которой рабочие убивают друг друга во имя интересов империалистов, революционной борьбе пролетариата за лучшее будущее. "Кровь войны -- это кровь братоубийства, -- говорит он,-- тогда как кровь революции -- здоровая кровь, потеря которой неизбежна при всяких родах".
   Тема социальной борьбы также получает в новеллах Нексе все более углубленное решение. Она звучит уже в самых ранних рассказах писателя. Горячим сочувствием к трудовому испанскому народу проникнут ' рассказ о стихийном возмущении голодающих испанских женщин ("Революция женщин", 1895). В новелле "День получки" с большой художественной силой изображён пока еще молчаливый протест рабочих против издевательств хозяина каменоломни.
   В других ранних рассказах писатель отмечает первые искры протеста, пробуждающегося в самых отсталых, забитых, загнанных людях -- батраках, ремесленниках, рыбаках. Ларс-Великан убивает миссионера, распространяющего яд религиозного ханжества ("Два брата"), батрак поджигает ферму ненавистного хозяина ("Идиот"), сапожник Бланк убивает домовладельца, лишающего бедняков крыши над головой ("Стены", 1907).
   Протест забитых людей вызывает у Нексе глубокое сочувствие. Однако писатель показывает бесплодность борьбы в одиночку, обречённость анархически понимаемых устремлений к свободе ("Перелетные птицы", "Рай").
   Столбовую дорогу революционного движения Нексе справедливо видит в организованной борьбе народных масс и в первую очередь пролетариата. Показ этой борьбы занимает все большее место в творчестве писателя.
   В романах-эпопеях Нексе воплотил отдельные этапы датского рабочего движения, нарисовал глубоко индивидуализированные образы передовых рабочих, предательство верхушки социал-демократии. О "чудодейственной волне", которая подняла на своем гребне народные массы, Нексе пишет и в рассказах. При этом в рассказах Нексе дает не отдельные зарисовки эпизодов этой борьбы, а стремится к обобщающему ее воплощению.
   В изображении революционного народа Нексе тяготеет к фольклорным образам Пера-Голяка, Сильного Ханса. Этот монументальный образ выражает силу и величие объединенного народа, веру автора в полную победу пролетариата. "Мы наследники всей мало-мальски стоящей земли у меня на родине, сударь, -- говорит Нексе от имени рода Пера-Голяка.-- К сожалению, мы еще не вступили во владение ею. Несколько мошенников обманным образом отняли ее у нашего рода; Но мы ведем против них процесс, и наше возвращение в родовое поместье вопрос только времени" ("Юнкер").
   Могучим великаном, венцом творения обрисован пролетарий в рассказе "Сын бога и любимое детище дьявола". Ему не хватало "гнева в крови", -- поэтому он позволил себя сковать. "Почему же ты не разорвал своих оков, черт возьми?" --звучит прямой призыв к борьбе в этом рассказе, написанном вскоре после победы русского пролетариата, разорвавшего свои цепи.
   Победа Октябрьской революции, вступление Нексе в коммунистическую партию способствовали формированию последовательных революционных взглядов писателя. Все более ясной становится для Нексе предательская роль оппортунизма в рабочем движении. Тема разоблачения оппортунизма звучит не только в романах, но и в рассказах Нексе. В басне "Волк и овцы" Нексе подвергает жестокому осмеянию трусливых соглашателей -- овец. Смысл компромиссных решений и либеральных реформ разоблачен Нексе в предложении волка, с радостью принимаемом овцами: решено огородить забором одну половину леса и оставить открытой вторую. "Таким путем будут удовлетворены законные интересы обеих сторон", -- иронизирует автор. Просто и образно доказывает басня, что в решительную минуту овцы принимают сторону волка против бунтаря-барашка. Но барашков становится все больше, -- "пока у них еще только чудесная припухлость на лбу, но в один прекрасный день у них отрастут и рога".
   В написанном в 1938 году рассказе "Сильный Ханс и Красное знамя", показав путь труженика Ханса к красному знамени организованной борьбы, Нексе снова подчеркнул, что в "добродушии" хансов, в их излишнем доверии к соглашательской фразе кроется самая страшная для них опасность. Но красное знамя крепко держат в руке закаленные, испытанные борцы. Уроки борьбы не проходят даром для ее участников, в борсьбе закаляется революционный протест пролетариата.
   В неразрывной связи с идейным созреванием Нексе происходит созревание и его художественного мастерства.
   В повести "Конец пути", вспоминая о своих первых литературных опытах, Нексе пишет, что в ту пору окружающее представляло для него такой интерес и новизну, что писатель считал нужным "закреплять на бумаге все виденное, пережитое". В этом сказывалась и неопытность молодого автора, еще не умевшего отличать случайное от типического, и непреодоленное влияние литературы натурализма с его "фотографированием" действительности. Однако чем дальше, тем яснее становится для Нексе, что даже самый интересный жизненный материал, самые интересные судьбы должны "расти, развиваться" в творческом замысле писателя. По мере преодоления натурализма в творчестве Нексе растет тяготение к глубоким обобщающим образам, писатель идет от случайного к типическому.
   Рассказы Нексе вводят нас в творческую лабораторию писателя. Порой именно в рассказах зарождались образы, которые потом получили дальнейшее развитие на страницах романов Нексе. Эскизный портрет сапожника Бигума ("Бигум -- Деревянная нога", 1898), получивший более заостренное социальное решение в рассказе "Перелетные птицы" (1904), на страницах "Пелле Завоевателя" воплотился в ярком художественном образе Гарибальди. Болина ("Дитя любви", 1907) выросла в незабываемый образ пролетарской женщины Дитте ("Дитя человеческое"), Другой персонаж этого романа, хуторянка Карен Баккегор, появился впервые в рассказе "Утопленник" (1918). Но только в романе этот образ получил завершенное социальное и художественное решение. Иногда, наоборот, образы, вскользь намеченные в романах, получают свое завершение на страницах рассказов. Такова, например, судьба одного из важнейших для творчества Нексе образа -- "пассажиры незанятых мест".
   В публицистическом рассказе "Пролог" и в повести "Конец пути" Нексе относит свою первую встречу с "пассажирами незанятых мест" к эпохе поездки в Италию (1894). Тема "пассажиры незанятых мест" звучит подтекстом в ранних рассказах о народе Дании, но только в 1909 году она сознательно воплощена писателем в рассказе "Поездка Анн-Мари". Однако трагическая биография Анн-Мари еще не поднята Нексе до высот обобщения судеб десятков тысяч людей. Более четко эта мысль выражена в "Пелле Завоевателе", в связи с образом старухи Ионсен, так и не сумевшей скопить денег для поездки на родину, в Ютландию, куда каждый день отправляются пустые поезда, d пассажиры "отсутствуют по роковому стечению обстоятельств". Наконец, в рассказе "Пассажиры незанятых мест" и в "Прологе" этот образ приобретает то необычайно емкое и обобщающее содержание, которое побудило Нексе поставить его в заголовок сборника.
   С поразительной глубиной воплощает этот образ непримиримые социальные противоречия капиталистического мира. Он говорит не только об обездоленных людях, которые должны были бы по праву занимать "незанятые места", но и о тех, кто, подобно берлинскому миллионеру, закрепив за собой пустующие вагоны, захватил все жизненные блага. Это один из тех образов в творчестве Нексе, которые с особой силой зовут "на ревизию условий жизни человечества" в капиталистическом мире.
   Конкретное воплощение писателем судеб "пассажиров незанятых мест" также показывает рост реалистического мастерства Нексе. Достаточно сравнить первый рассказ Нексе "Швед-лотерейщик" (1894), с одним из его поздних рассказов -- "Уличный певец" (1916), чтобы убедиться в этом. Обилие натуралистических деталей, большое количество эпизодов, загромождающих основную -сюжетную линию первого рассказа, сменяются лаконичностью, целенаправленностью повествования в "Уличном певце". Различие художественных приемов связано с различием идейного содержания рассказов. В своем первом талантливом произведении, об одной из жертв социального строя, Нексе во многом еще остается в плену натуралистического решения темы. Характерно, что в первом рассказе автор настойчиво говорит об алкоголизме героя, -- водка становится как бы одной из основных причин гибели Шведа.
   По-иному мотивируется писателем судьба Ванга. Рабочий-певец потерял в тюрьме голос. "Это из-за сырых стен", -- говорит Ванг. "Но причины, может быть, кроются гораздо глубже", -- добавляет автор. Если концовка "Шведа-лотерейщика" (раздавленная похоронными дрогами бутылка водки и реплики двух детей) своим внешним бесстрастием только подчеркивала трагическую безысходность судьбы Шведа, -- концовка "Уличного певца" углубляет основную мысль новеллы, дает объяснение типичности судьбы Ванга -- одного из талантливых простолюдинов, обреченных на гибель капиталистическим строем.
   Нексе вообще мастерски пользуется концовками рассказов. Они, как правило, представляют собой лаконичное замечание, вывод автора, придающий произведению законченность, выделяют основную мысль, авторскую интонацию. Так, в рассказе "Казнь" (1908) протокольные строчки: "Все вышеописанное действительно случилось с двумя людьми в Дании в 1908--1909 годах", подчеркивают типичность судьбы Расмины и Йенса Петера, звучат суровым обвинением обществу. Мягким юмором окрашены последние строки "Лихого акробата" (1900), лукавой усмешкой -- конец "Чудесного путешествия Якоба" (1908). Иронический совет "заглянуть на мусорную свалку" и поискать там счастья подчеркивает сказочность мечты о счастье, основанной на вере в случай и- буржуазную благотворительность.
   Рассказы Нексе привлекают богатством интонаций, которыми так свободно владеет писатель. Яркую эмоциональную окраску рассказов усугубляет присутствие в них автора, который вводит себя в повествование в качестве рассказчика, участника, слушателя, автора воспоминаний. Четко формулируя свое отношение к происходящему, Нексе зачастую обращается непосредственно к читателю. С этим связана публицистичность многих рассказов Нексе, спорящего, критикующего, иронизирующего, убеждающего читателя.
   Творчество Нексе глубоко народно по своему содержанию. Поэтому так органично обращение Нексе к фольклорным образам, к фольклорным приемам повествования. Среди рассказов Нексе встречаются сказки, басни, аллегории, легенды (такой подзаголовок дан сатирическому рассказу "Сын бога и любимое детище дьявола"), в которых писатель, восприняв лучшие традиции фольклора и демократической датской литературы (в. частности творчества Ханса-Христиана Андерсена), в сказочных, гиперболизированных, аллегорических образах обобщает явления современной действительности, ставит и решает острые социальные проблемы. При этом, используя традиционные образы, Нексе насыщает их новым, революционным содержанием. Таков образ Пера-Голяка, проходящий через все творчество Нексе: это образ народа, пробуждающегося к борьбе, готового отвоевать свое право стать Пером-Счастливцем. Народность произведений Нексе сказывается и в их богатом, выразительном языке, изобилующем народными оборотами речи, пословицами и поговорками.
   Наконец, рассказы Нексе открывают еще одну сторону дарования писателя -- его лиризм. Лирические мотивы в новеллистике Нексе связаны с изображением духовной красоты простого человека, с описанием природы Дании, с темой родины ("Поездка Анн-Мари", "Берег моего детства", "Песня луга", 1912). Эти темы составляют основное содержание поэзии Нексе.
   К творчеству Нексе в области поэзии можно отнести многое из того, что было сказано о его новеллах.
   Стихи Нексе, впервые появившиеся в периодической прессе в 90-х годах прошлого столетия, так же противостояли реакционной буржуазной литературе, как и его прозаические произведения.
   В противовес глубоко индивидуалистической декадентской поэзии, с ее пессимизмом, страхом перед жизнью, человеконенавистничеством, первые поэтические опыты Нексе были отмечены жизнелюбием, оптимизмом, любовью к родной стране, глубоким интересом к простому человеку ("Утром", "Вечерний покой").
   Лирический герой Нексе всеми своими помыслами связан с народом. Уже в раннем стихотворении "Вечерний покой" (цикл "Природа") молодой поэт рисует образы измученных тяжелым трудом рабочих. Золотой отблеск заката -- единственное золото, которое они получают за свой рабский труд.
   В цикле "Песни" поэт создает чудесные образы людей из народа. В этот цикл Нексе включил и стихотворения, написанные им для его романов: песню бабушки Дитте, песню тряпичника Ляссе, колыбельную из "Мортена Красного". В песнях автор с особенным мастерством использует мотивы и приемы народного творчества (аллегорические сказочные образы, песенный ритм стиха).
   Изображая прекрасные человеческие характеры простых людей, Нексе не только скорбит об их горькой доле, но и призывает народ к борьбе. Целый цикл его стихотворений получил название "Борьба". Характерно, что, выбирая стихотворения для перевода, Нексе обращается к творчеству революционных поэтов -- венгра Петефи и испанца де Эспронседа.
   Революционный патриотизм Нексе с особенной силой проявился в его стихах, написанных во время второй мировой войны. В стихотворении "Привет и пожатие руки" (1944) Нексе приветствовал простой народ Дании, боровшийся с оккупантами за освобождение родины. Противопоставляя освободительную борьбу с фашизмом войнам, в которых народу приходилось "сражаться за прибыль для других", Нексе писал:
   
   Мы бьемся за то, чтобы свет был во мгле,
   Где скуден очаг, где дитя у нас плачет.
   Мы бьемся за каждого порознь и, значит,
   За все человечество здесь -- на земле.
   
   Освободительную борьбу народа Нексе воспевает в стихотворении "Родине" (1945).
   Поэт в первых строфах говорит о глубочайшей любви к своей матери-родине:
   
   Мы с ней одно, все нас связало,
   И эту связь не разорвать.
   
   При этом Нексе заявляет, что его родина "еще не рай", "в ней многое надо изменить". Но любовь к родине связана с верой в лучшее будущее ее народа. Вот почему такой жгучей ненавистью наполнилось сердце поэта, когда его родину оккупировали фашисты. Нексе с гордостью пишет о миролюбивом датском народе, который "сомнительной не жаждет славы -- сжигать чужие города", но готов дать отпор посягательствам агрессоров.
   Предвещая победу над фашизмом, Нексе говорит в этом стихотворении о том, что антифашистская борьба -- есть борьба за мир.
   О мире, о восстановлении разрушений, причиненных войной, писал Нексе в новогоднем стихотворении 1944 года. Характерно, что созидательный труд, прекращение войны снова связываются у Нексе с образом "прилежных рук" -- образом трудящегося народа:
   Прилежные руки в последнем усилье Былое земле возвратят изобилье, И, миром хранимый, весь мир расцветет.
   Поэзия Нексе сочетает глубокий лиризм с публицистической страстностью, идейную насыщенность с красотой и многообразием формы.
   В 1951 году Нексе издал сборник, в который включил наиболее яркие из написанных им стихотворений. Как и лучшие новеллы Нексе, эти стихотворения выдержали испытание временем и по сей день служат "честно трудящемуся человечеству" в его борьбе за мир и демократию.

Ю. Яхнина

---------------------------------------------------------------------------------

   Текст издания: Андерсен-Нексё, Мартин. Собрание сочинений. Пер. с дат. В 10 т. / Том 9: Рассказы. (1908-1938). Стихи. Пер. под ред. А. И. Кобецкой и А. Я. Эмзиной. -- 1954. -- 276 с.; 20 см.
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru