200-тысячный якутский народ находится перед непосредственной опасностью вымирания. Невероятно тяжелые условия существования, отсутствие самых примитивных орудий земледелия, убожество и невежество масс, находящихся в кабале у кулаков и спекулянтов, все это ведет к постепенному духовному и физическому падению народа. Скотоводство, составляющее национальное богатство якутов, остается без ухода и присмотра. Нет дорог, нет трактов, всякий товарообмен подрывается. В течение 9-ти месяцев суровой и долгой зимы, народ работает в "хотоне", где чахотка и другие болезни свили себе прочное гнездо. Чудовищный процент детской смертности, царящие кругом безграмотность и невежество -- вот два фактора которые выделяются на тусклом фоне этого, как бы, забытого народа.
Что же делать? Нельзя ли делу помочь? Можно и необходимо. Необходимо, во-первых, вырвать якутов из цепких лап кабалы и эксплуатации, развязать ему руки для борьбы с природой и темнотой. Не нужно жалеть средств на народное просвещение, нужно окружить население области цепью школьных и внешкольных учреждений. Кто же может выполнить эту почти нечеловеческую задачу? Ни старое русское государство, ни буржуазное государство на парламентских началах, ни хищнический империализм Японии, ни приспешники Колчака. Иностранному капиталу легко будет разрабатывать богатство Якутской области, но пользы народу от этого будет мало, наоборот, иностранные капиталисты выкачивают все соки и ресурсы края.
Но помощь извне все-таки нужна, нельзя надеяться только на свои силы. А такую помощь может оказать власть подлинно народная, власть трудящихся масс, власть не имеющая частных интересов, власть которая отвергает эксплуатацию человека человеком. Это власть, которая утвердилась в России, рабоче-крестьянская власть. Поэтому единственной приемлемой целесообразной ориентацией для якутского народа -- это ориентация на Советскую Россию. В этом единственный путь, единственное спасение. Трудящиеся якуты должны стать на этот путь.
Газ. "Жизньнациональностей", 29 июня 1919 г., No24 (32), стр. 3.