Альтенберг Петер
Петер Альтенберг: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


I.

   АЛЬТЕНБЕРГ Петер [Peter Altenberg, 1859-1919] (псевдоним Рихарда Энглендера) -- австрийский писатель, типичный представитель венской лит-ой богемы; известен в Австрии и Германии столько же своими произведениями, сколько и образом жизни, характерным для людей его круга. Творчество А. -- яркий образчик лит-ого импрессионизма (см.) в его австрийском преломлении. Оно относится к позднему периоду молодой Вены и отмечено вырождением импрессионизма. Все произведения А. представляют собой единое целое, ряд сборников, набросков, объединенных единством тем, настроений и композиции. Таковы его сборники: "Как я это вижу" (Wie ich es sehe, 1896), "Что мне приносит день" (Was der Tag mir zuträgt, 1900), "Prodromos" [1905], "Сказки жизни" (Die Märchen des Lebens, 1907, русск. перев., 1908), "Избранное" (Die Auswahl, 1908), "Земмеринг" (Semmering, 1912), "Feschung" [1914] и "Nachfeschung" [1916] и посмертный "Сумерки жизни" (перев. на русск. яз.). Основной принцип творчества А. -- его крайний, до логического конца доведенный субъективизм. А. -- вполне асоциален. У него типичное мироощущение оторванности от окружающего мира, осознание своей обособленности. Оно приводит А. к утверждению независимости своих взглядов, к отрицанию общественно-принятого, каких бы то ни было этических норм. Однако это отрицание, не имея подлинных положительных корней, идет по линии наименьшего сопротивления -- выявления в парадоксах. Отрицание общества сводится к его эпатированию. Но даже и в этих пределах А. не претендует на роль учителя. Ему не свойственна активная, волевая направленность. Скептицизм А., окрашивающий все его творчество, носит печать пассивности и усталости. По существу А. -- меланхолик, его недовольство неизменно приводит к подчинению судьбе. Мироощущение А. не только не волевое, но и не интеллектуальное -- оно по преимуществу эмоционально. Отношение А. к миру выявляется не столько в мыслях, сколько в настроениях. Творчество А., как и весь поздний импрессионизм, носит на себе печать декадентского вырождения мелкобуржуазных слоев Австрии и Германии на рубеже XIX и XX вв. У А. эти моменты носят более подчеркнутый характер. Привносится анархичность, беспринципность, страсть к "эпатированию" буржуа, к парадоксальной философии. Отворачиваясь от действительности, капризно пренебрегая ею, этот импрессионист и упадочник в сущности так же примиряется с нею, как высмеиваемые им обыватели. А. культивирует сознательный самообман, характерный для мелкой буржуазии, вытесняемой из жизни и бессильной изменить ее по-своему. Все эти черты типичны для богемы того поколения, к к-рому принадлежал А., как специфической социальной группы, с неустойчивостью и поверхностностью мироощущения. Поверхностная эмоциональность А. -- причина крайней узости его тематики. Это -- или легкие наблюдения окружающей среды, или -- чаще всего -- внутренние "наблюдения" -- лирические настроения -- размышления.
   Описания у А. часто не самоцель, а символы внутренних состояний. Его размышления группируются гл. обр. вокруг двух тем -- взаимоотношений художника и общества и мира женской психики. Внешняя тонкость его парадоксов не спасает его однако от поверхностности. Бессилие мысли А. и беспринципность делают его неспособным к творческому осознанию мира в закономерной системе образов. Разорванные отдельные восприятия и настроения являются у А. отдельными художественными единицами. Художественный принцип А. выражается композиционно в замене развертывания образа, явления -- намеком на него (часть вместо целого). Желая дать "экстракты жизни", "человека в одной фразе, душевное переживание на одной странице, пейзаж в одном слове", А. стремится в афористическо-замкнутой форме миниатюры дать наблюдение как символ целого явления. Но благодаря отсутствию подлинной мысли этот символизм остается на поверхности. Чередование мелких наблюдений с лирическими размышлениями заставляет его разорванную прозу колебаться между формами миниатюрной новеллы-анекдота и (чаще всего) лирически окрашенным афоризмом или стихотворением в прозе. Социально чуждый нам, А. не представляет большого интереса сейчас и в плоскости чисто эстетической. Творчество А. сохраняет значение гл. обр. историко-литературное как типичное выявление импрессионистского стиля.

Библиография:

   Люблинский С., Итоги современного искусства, М., 1905;
   Мович Л., П. А., "Совр. мир", VIII, 1908;
   Soergel A., Dichtung u. Dichter der Zeit, Lpz., 1911;
   Martens K., Literatur im Deutschland, Lpz., 1916;
   Kummer F., Deutsche Literaturgeschichte des XIX u. XX Jahrh., 2 Bde., Dresden, 1922.

Е. Гальперина

   Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 1. -- [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1930. -- Стб. 105--107.
   Исходник здесь: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le1/le1-1051.htm

II.

   АЛЬТЕНБЕРГ (Altenberg), Петер [псевд. Рихарда Энглендера (Engländer); 9.III.1859, Вена, -- 8.I.1919, там же] -- австр. писатель. По образованию врач. Лит. деятельность начал книгой "Как я это вижу" ("Wie ich es sehe", 1896, рус. пер. 1908). Вместе с Г. Баром и А. Шницлером А. был одним из видных представителей австр. импрессионизма. Мастер малых форм, афоризмов, стихов в прозе, беглых зарисовок в одну или неск. строк, А. стремился к передаче мимолетных впечатлений ["Что приносит мне день" ("Was der Tag mir zuträgt", 1900), "Сказки жизни" ("Märchen des Lebens", 1908, рус. пер. 1908), "Vita ipsa" (1918), "Сумерки жизни" ("Mein Lebensabend", 1919) и др.]. К проблеме идейности иск-ва А. относился безучастно, но именно поэтому обилие парадоксов и элементы поверхностной сатиры не могли придать его стилю ни живости, ни энергии.
   Соч.: Auswahl aus seinen Büchern..., W., [1932].
   Лит.: Мович Л., Петер Альтенберг, "Совр. мир", 1908, август; Friedell E., Das Altenbergbuch, [2 Aufl.], W., 1923.

С. Д. Комаров.

   Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 1: Аарне -- Гаврилов. -- 1962. -- Стб. 177.
   Исходник здесь: http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke1/ke1-1771.htm
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru