Шел человек полем -- глядь, под ракитой сидит смерть, блох со скуки бьет.
-- Куда идешь, Божий человек?
-- На жнива, полдник рабочим несу.
-- Погоди маленько,-- говорит смерть,-- я по твою душу пришла. Черед тебе Господу Богу представиться.
-- Ну что ж,-- отвечает человек,-- черед так черед. Против рожна не попрешь! Давай, однако, наперед пообедаем -- несподручно в далекий путь голодным идти.
-- Давай пообедаем.
Сели под кусток, разостлал человек поддевку, борща в миску насыпал -- дымится борщ как ладон благовонный, шкварки так и потрескивают. Похлебали борща -- принялись за кашу; выели и кашу -- весь горшок до донушка.
Встал человек, помолился Богу на восход солнечный и на запад, четырем сторонам поклонился и говорит:
-- Можешь теперь мертвить меня, коль моя череда приступила. Готов я Господу полный дать ответ, а только, думаю, рано мне помирать. В самую вхожу силу, и жизнь, по правде сказать, очень мне нравится.
Усмехнулась смерть в кулак, а потом и говорит:
-- Давно я так не обедала, как ты меня угостил. Вот тебе пятьдесят лет отсрочки -- иди и живи. А пятьдесят лет пройдет -- найду я тебя и умертвлю.
-- Спасибо тебе, безребрая.
Пошел он к хозяину своему. Солнце светит, пташки щебечут, на огородах цветы качаются -- такая его веселость взяла.
-- Дай,-- говорит,-- хозяин, я на твоей дочке женюсь.
-- А женись, коль согласна.
-- С чего ж девке несогласной быть?
Поженился он на девке -- стало от того дня хозяйство у них еще спорее, пошли в гору. Амбары от хлеба ломятся, на скотном дворе повернуться негде, хата -- как полная чаша, благодарение Господу да и только. Пожили так год ли, два -- занедужили старики и померли в один день. Остался он один с женою, дети у них пошли... Богатеют ото дня ко дню, сыновей поженили, дочерей за хороших людей поотдавали. Прошло пятьдесят лет в трудах праведных -- приходит за его душой смерть.
-- Вот,-- говорит,-- окончилась твоя отсрочка...
Испугался он, бородой затряс, а сам как малый ребенок плачет:
-- Ой, смерть моя! Ой, мать моя! Уж как хорошо на свете жить! И все-то есть у меня! И уважают люди добрые. Повремени, сделай милость...
-- А может, умертвить?
Смеется, паршивая, глаз левый стрелой сощурила.
-- Погоди малость.
-- Ну, живи, коль помирать не хочешь. Да смотри -- теперь скоро не приду!
Попрощалась и ушла.
Взялся он тут жить,-- и сыновья померли, и внуки поженились, а он все живет да живет. Негодящий стал, как стебелек качается -- и ходить-то не может, и глаза-то слезами зашлись, и на ушах плесень -- не слышит ничего. За ним и доглядать перестали -- мимо рта ложку сует. Отшатнулись все, раз сама смерть отшатнулась.
Взмолился он тут Господу:
-- Господи, Царю мой -- за что жизнью вечной меня проклял? Тяжко мне, бессмертному. Всему черед в мире твоем: благодатно рождение и жизнь -- как глаз твой прекрасна, но возьми бессмертие мое, и смертью как лучшей наградой за путь мой жизненный увенчай.
-- Видишь,-- говорит Бог смерти,-- всю жизнь это беспокойное создание стремится к бессмертию. А дал одному бессмертие -- вишь, как соскучился. Трудно мне с людьми приходится -- сами не знают, чего хотят. Иди, безглазая, исполни свой долг.
Пришла смерть к человеку, а он от горя и плакать уже не может. Лопочет себе под нос:
-- Хоть бы ослепнуть мне! Хоть бы оглохнуть мне!
Почуял смерть, как матери родной обрадовался:
-- Смерть моя, мать моя, что ж ты меня покинула? Как солнышка тебя дожидаю. Сними с меня гнев Божий...
С тем и помер.
Комментарии
Сегодня (Рига), 1922, No 233, 15 октября.
Г. В. Алексеев (1892-1938) - писатель, выходец из семьи сельского учителя. Публиковаться начал в конце 1900-х гг. Участник Первой мировой войны (авиатор, травмирован при аварии самолета). В период Гражданской войны находился на Украине и юге России, работал в периодике. В эмиграции жил в Турции, Греции, Венгрии, Австрии, Югославии, с конца 1921 г. - в Берлине, где публиковался в журналах и был редактором "Книгоиздательства писателей в Берлине". Осенью 1923 г. покинул Берлин и вернулся в Москву. В 1938 г. был арестован и, как считается, либо умер в заточении, либо был расстрелян. Автор многочисленных сб. рассказов, книг очерков, нескольких романов; наиболее известное произведение - авантюрно-фантастическая повесть Подземная Москва (1925) о поисках библиотеки Ивана Грозного.