Александров Владимир Александрович
Александров В. А.: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


I.

   Александров Владимир Александрович // ЭНИ "Словарь псевдонимов" -- Имена.
   http://feb-web.ru/feb/masanov/man/01/man00234.htm
   Имя: Александров, Владимир Александрович (1856 -- после 1918) -- драматург
   Псевдонимы: В. А.; Холмин
  
   Источники:
   Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей: В 4 т. -- Т. 4. -- М., 1960. -- С. 31;
БДБСРП. 01
  
   Доп. источники:
   ИРЛИ. ф. 377;
   ГИА СПб.. ф. 14, оп. 3, д. 42423* (ф. с. 1904 г.);
   РНБ. ф. 438, д. 16, 18
  

II.

   АЛЕКСАНДРОВ Владимир Александрович (1856 -- после 1918), драматург, адвокат. Дядя Г. И. Чулкова. Сын богатого купца-виннозаводчика. Окончил Орлов. классич. г-зию, Военно-юрид. уч-ще в Петербурге (1874--77), затем -- на воен. службе (в кавалерии); с 1883 числился присяжным поверенным Моск. судебного округа (в 1880--90-е гг. известен как Александров 2-й), к 1917 -- довольно крупный адвокат (имел 14 помощников). В своем имении Красивка (Кирсанов, у. Тамбов, губ.) владел винокуренным заводом. В 1889 был избран чл. к-та ОРДП, но через год вышел из его состава (см. об этом письмо А. от 26 февр. 1890 А.П.Чехову: Чехов. Письма, IV, 559).
   Первая пьеса А. "Путеводная звезда" (М., [1881], рец.: РВед, 1882, 21 апр.), мелодрама, напоминающая "Даму с камелиями" А. Дюма, была спасена от провала в Малом т-ре игрой лучших актеров (после первого представления и отказа M. H. Ермоловой от роли снята с репертуара). Признание публики пришло к А. в 1891 с премьерой в Малом т-ре его шестой по счету пьесы -- "В неравной борьбе" (Драм, соч., т. 2; ред.: М. Н. Ремезов -- РМ, 1891, No 11; СВ. Васильев -- МВед, 1891, 7 окт.).
   В 1890-е гг. А.-- уже опытный драматург, хорошо знающий законы сцены, умеющий "делать роли", известный публике как автор пьес "à la thèse", ставящий "жгучие вопросы". Вместе с В. Крыловым, И. В. Шпажинским, П. М. Невежиным, М. И. Чайковским, А. И. Сумбатовым-Южиным, В. И. Немировичем-Данченко А. определял своими произведениями лицо Малого т-ра в конце века.
   Наиб. успехом пользовались пьесы "Спорный вопрос" (Драм. соч., т. 1, пост. 1893; рец.: M. H. Ремезов -- РМ, 1893, No 10; МВед, 1893, 1 окт.; "Артист", 1893, No 31), "В новой семье" (СПб., 1896; "Театрал", 1897, No 101; пост. 1896). Черпая сюжеты из адвокатской практики, А. пытался поднимать злободневные вопросы семейного права: гражд. и юрид. брак, законная и незаконная семья, развод. Ориентируясь на "средний" круг об-ва и на будничные, всем знакомые коллизии, А. разрешал их трагически: самоубийство, убийство, сумасшествие (иногда все вместе). Однако попытка показать драматизм обыденной жизни часто воплощалась в драматизиров. фельетоны, "анекдоты в лицах" (Ю. Николаев <Ю. Н. Говоруха-Отрок> -- МВед, 1893, 25 апр.): "Путеводная звезда", "Искупление" (обе -- М., 1888; пост. 1888; рец.: H. M. Городецкий -- РВед, 1888, 8 сент.), "Изломанные люди" (в кн.: Драматические сочинения, т. 2; постановка 1893; рецензия: И. И. Иванов -- "Артист", 1893, No 29).
   В критике за А. закрепилась репутация ремесленника, даже графомана. А. С. Суворин по поводу с успехом шедшей в Александрин. т-ре пьесы "Уголок Москвы" ("Артист", 1891, No 17; пост. 1891; рец.: М. В. Коган -- СО, 1891, 29 нояб.; пьесу, кстати, M. H. Ремезов считал наиб, удачной у А.-- РМ, 1892, No 1) саркастически заметил, что А. "пользуется частью чужой известности", т. к. многие принимают его за Викт. Александрова (В. Крылова), в пьесе же нет "ни единой живой строки, ни одного живого положения" (НВ, 1891, 30 нояб.). Говоруха-Отрок высказался об А. еще резче: "бездарность", "литературная безграмотность" (МВед, 1893, 25 апр.). По мнению А. Р. Кугеля, пьеса "В новой семье" "совершенно ничтожна и лишена даже проблеска таланта" ("Петерб. газ.", 1897, 7 нояб.). M. H. Ермолова, игравшая почти во всех пьесах А., тоже не высоко их ценила [См.: Ермолова M. H., Письма. Из лит. наследия. Восп. совр., М., 1955 (ук.)]. Хотя существовало мнение, что А., как и Невежин и Шпажинский, "пользовался поддержкой в Моск. конторе имп. т-ров и для его пьес заранее оставлялись места в репертуаре Малого т-ра" (там же, прим., с. 94), многие его произв. отвергались репертуарным к-том, что в кон. 1890-х гг. побудило А. оставить лит-ру.
   Однако через 15 лет, отданных исключительно адвокат, практике, уже к тому времени забытый драматург написал пьесу "История одного брака" (М., 1913, пост. 1912), постановка к-рой в Малом т-ре стала настоящей сенсацией. Рецензенты были согласны в том, что эта драма сделана по старому образцу (установка на внеш. событийность, мелодрам, и др. сценич. эффекты, роли, созданные "на актеров"), но если одни с восторгом говорили о "возрождении" т-ра 1880--90-х гг. (С. Мамонтов -- PC, 1912, 16--17 нояб.; см. также: РВед, 1912, 16 нояб.; "Юж. край", 1913, 18 и 20 янв.), то другие увидели в ней "вспышку худож. реакции" (H. E. Эфрос -- "Речь", 1912, 6 дек.) и нашли в ней все свойственные старым творениям А. недостатки (Ф. Г. Мускатблит -- "Раннее утро", 1912, 16 нояб.; П. Ярцев -- "Речь", 1912, 7 дек.; Говоруха-Отрок -- "Киевлянин", 1912, 17 дек.; Ю. Д. Беляев -- НВ, 1913, 25 сент.; Л. Гуревич -- РВед, 1913, 17 окт.).
   Предрев. годы открыли, по словам самого А., "печальную страничку душевной драмы очень маленького писателя". А. безуспешно хлопотал о постановке новых пьес, в к-рых продолжал "семейную" тему: "Скорбная летопись" (1913), "В сумерках жизни" (1915--16 ?), "В доме Волжиных" (1916; была одобрена репертуарным к-том, а через короткое время, в нач. 1917, забракована его новым составом "как ретроградная"). Драматургия А. воспринималась как анахронизм, а он, не понимая почему перед ним закрылись двери т-ров, объяснял это кознями недругов (как некогда -- отрицат. рецензии: см. письмо А. С. Суворину, б. д.-- ЦГАЛИ, ф. 459, д. 417). В апр. 1917 А. демонстративно отказался от празднования в Малом т-ре 35-летнего юбилея своей драматургической деятельности, как от "оскорбительной подачки" (см. письма этих лет И. А. Правдину.-- ГЦТМ, ф. 217, д. 9--19, Е. А. Карпову.-- ЦГАЛИ, ф. 770, Д. 24).
  
   Изд.: Драм. соч., т. 1--2, М., 1894--97; Песнь горя, переизд., М., 1909, 1922, 1923, пост. 1882 (рец.: РВед, 1882, 25 нояб.), 1919; На жизненном пиру, М., 1885, пост. 1889 (рец.: РВед, 1885, 1 окт.); В селе Знаменском, М., 1889, 1910, пост. 1889 (рец.: РМ, 1889, No 10); Кайсаровы, М., 1891; "Театр, б-ка", 1892, No 9, пост. 1892 (рец.: "Артист", 1892, No 20; РМ, 1892, No 2); Конокрад.-- "Театрал", 1897, No 107; отд. изд.-- М., 1897.
   Лит.: Южин-Сумбатов А. И., Записи. Статьи. Письма, М., 1951, с. 70; Малый театр 1824--1917, т. 1, М., 1978 (ук.); Зограф Н. Г., Малый театр второй пол. XIX в., М., 1960 (ук.); его же, Малый театр в кон. XIX -- нач. XX в., М., 1966 (ук.); История сов. драм, т-ра, т. 1, М., 1966, с. 312; Чехов. Письма, III, IV (ук.); Чехов в восп. (ук.). + ИРДТ (ук.); Петровская (ук.); ТиИ, 1898, No 51 (прил.: "Словарь..."); Каталог пьес ОРДП, М., 1914; Венгеров (Сл.; Источ.; Рус. кн.); Фидлер (автобиография Г. И. Чулкова); Масанов.

И. В. Никитина.

Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 1. М., "Советская энциклопедия", 1989

  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru