Албанская_литература
Албанская литература

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


I.

   АЛБАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА существует гл. обр. в устной традиции. Эпические песни воспевают национального героя Скендербега и других вождей, отличившихся в боях с турками и черногорцами. Лирика по структуре очень напоминает песни соседних сербов-мусульман. В средние века
   в Албании писали по-гречески, по-латыни, по-славянски; в новое время к этим яз. прибавился еще итальянский. С XVII в. появляются переводы религиозных книг. Художественная письменная лит-ра зародилась в XIX в. среди образованных албанцев, живших в Италии. Джироламо ди Рада воспел Скендербега и собирал народные песни. В 80-х гг. стали выходить первые журналы. В конце XIX в. и в особенности в XX в. А. Л. начала быстро развиваться, гл. обр. под влиянием итальянцев. Упоминания заслуживают следующие авторы: Пострипна, Якин Шкодра, Несимбей да Премет (лирика), Фашти (эпич. поэт), Фрашери (драматург).

Библиография:

   Meyer G., Archiv für Literaturgeschichte, Bd. XII, 1883;
   Pedersen H., Zur Albanesischen Volkskunde, 1898.
   
   Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 1. -- [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1930. -- Стб. 89--90.
   Исходник здесь: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le1/le1-0892.htm

II.

   АЛБАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Предки совр. албанцев -- иллирийцы -- обитали на З. и С.-З. Балканского п-ова, на побережье Адриатич. м. Первые известные памятники А. л. относятся к 15 в. Самый ранний письм. документ на алб. яз., сохранившийся до нашего времени, -- "Формула крещения" (1462) епископа Паля Энгелы. Имеются косвенные данные о том, что письменность на алб. яз. была довольно развита еще в 14 в. В результате тур. завоевания (15 в.) мн. памятники письменности были уничтожены. В течение 16 и 17 вв. в Албании сложилась лит-ра религ. и религ.-дидактич. характера, в основном представленная книгами псалмов и церк. службы, катехизисами и религ.-философскими трактатами, в значит. части переводными. "Мэшари" (1555) Гьона Бузуку -- первая кн. на алб. яз. -- это сб. фрагментов из Евангелий и церк. требников того времени. Пьетер Буди (1566--1623) перевел катехизис "Христианская доктрина" (1618) и др. книги. В 1635 опубл. первый лат.-алб. словарь Франа Барди (1606--43) и его историч. труд (на лат. яз.). Пьетер Богдана (1625--89) написал теологич. трактат "Пророки" (1685). Значение этих соч. выходит за пределы чисто художественных задач; они сыграли немаловажную роль и в борьбе против тур. ассимиляции. По признанию самих авторов, стимулом к их написанию явилась преданность освободит. идеалам своего народа и любовь к родному языку.
   В 18 в. появилась группа поэтов, творчество к-рых развивалось под влиянием вост. лит-р, особенно перс. и турецкой (Ибрахим Фракула, Хасан Зюко Камбери, Мухамет Чами, Сулейман Наиби и др.). В этот период в А. л. наряду с религ. мотивами стали разрабатываться и светские темы. В поэзии значит. место заняло воспевание любви, природы, радостей жизни. Вместе с тем в соч. выдающегося поэта этого направления Х. Зюко Камбери (конец 18 -- нач. 19 вв.) нашли отражение и нек-рые проблемы обществ. жизни; в своих стихах, иногда остро сатирических, он, разоблачая коррупцию правителей, выражал таким образом недовольство народа ("Деньги" и др.). Мухамет Чами (1783--1844) написал поэмы морально-религ. характера на традиц. вост. сюжеты: "Эрвехея" (1888) и "Юсуфи и Зелихая". В 18 в. в гг. Воскопое, Эльбасане и Берате стала развиваться на греч. яз. школьно-дидактич. и дидактико-религ. лит-ра (Теодор Кавальоти, 1719--89, Даскаль Тодри, 1750--1806, и др.). Они создали грамматики, словари, учебники по логике, философии и др.
   Помимо лит-ры, развивавшейся в самой Албании, с 16 в. в колониях, основанных в Юж. Италии албанцами, эмигрировавшими в связи с нашествием тур. захватчиков, начала формироваться другая лит-ра на алб. яз. -- лит-ра арберешей (так называли в старину албанцев). Самым ранним произв. этой лит-ры был катехизис "Христианская доктрина" (1592) Луки Матранги (1560--1619). Видный поэт арберешей Юль Варибоба (1725--62) написал поэму "Жизнь святой девы" (1762), в к-рой богородица наделена человеческими чертами и показана в реалистич. сценах из жизни крестьян-арберешей.
   Со 2-й пол. 19 в. борьба алб. народа за освобождение от тур. ига вступила в новую фазу. Показателем созревшего нац. самосознания албанцев является возникновение патриотич. клубов и обществ; развивается печать, издаются книги и открываются школы, где обучаются родному языку. Усиливается интерес к нар. творчеству; собираются и издаются нар. песни, сказки в виде сб-ков (Т. Митко, С. Дине и др.). Порожденная этим движением А. л. вошла в историю алб. культуры как лит-ра нац. возрождения. По своей осн. тональности эта лит-ра романтична. В этот период выдвинулось новое поколение поэтов и публицистов: С. Фрашери (1850--1904), Н. Фрашери (1846--1900), П. Васа (1825--92), Ф. Широка (1859--1935) и др. Отказавшись от религ. тематики, лит-ра приобрела новое содержание, выдвинула новые задачи: связь с освободит. движением, обращение к нац. истории и фольклору. Ведущим родом литературы была поэзия. В прозе возникли новые жанры -- новелла, эпос, историч. роман, драма. Одним из основоположников новой А. л. был поэт Н. Фрашери. Его поэма "Скотоводство и земледелие" (или "Стада и пашни", 1886) -- пламенный гимн Албании, ее природе и народу. В поэтич. сб. "Летние цветы" (1890) он выразил патриотич. идеи. В эпич. поэме "История Скандербега" (1898) он обратился к одной из самых замечат. страниц алб. освободит. борьбы против турок. Стихи Н. Фрашери пользовались большим успехом среди албанцев; многие из них вошли в школьные хрестоматии. Популярной в это время была и поэма "О, моя Албания" П. Васа, в к-рой автор напоминал своим соотечественникам о славном прошлом родины. Тоска по родине, вдали от к-рой вынужден был жить поэт, является осн. мотивом лирич. стихов Ф. Широка (сб. "Голос сердца", 1933).
   Выдающимися поэтами нач. 20 в. были А. Зако-Чаюпи (1866--1930), Н. Мьеда (1866--1937). Чаюпи писал стихи, элегии, басни, комедии, в к-рых касался вопросов политич. жизни своего времени. Поэзия Чаюпи исполнена политич. темперамента, страсти борьбы. В сб. "Отец Томори" (1902) он, воспевая героич. прошлое страны и любовь к родине, выступал против религ. розни, подымая голос за объединение албанцев и призывая к восстанию против тур. властителей. Помимо этих мотивов, в творчестве Чаюпи нашли воплощение антифеод. и демократич. темы. В стих. "Июль" (1903) поэт призывал албанцев последовать примеру франц. народа в дни июльской революции 1830; в политич. памфлете "Салоникский клуб" (1908, отд. изд. 1909) он срывал маску с псевдопатриотов, пытавшихся тормозить освободит. движение. Большой популярностью среди алб. зрителей пользовалась его бытовая комедия "Четырнадцатилетний жених" (1902), где автор с добродушным юмором высмеивал патриарх. нравы алб. деревни. Н. Мьеда -- преим. лирич. поэт, автор небольших романтич. поэм на патриотич. мотивы ("Изгнанник", "Плач соловья"); в этих поэмах аллегорически изображено тяжелое положение страны под игом чужеземцев. В стихах Мьеды воспевается родина, родной язык и историческое прошлое народа. Одно из лучших произв. Мьеды -- лиро-эпическая поэма "Грезы жизни", в которой выражено сочувствие поэта простым людям, боль за их жизнь, полную лишений и страданий.
   В творчестве Асдрени (наст. имя -- Алекс Сотир Дренова, 1872--1945) отразились настроения демократических слоев, участвующих в национально-освободительном движении. Он воспевал порабощенную родину, подымал голос протеста против знати и ее корыстных интересов (стих. "Голос повстанцев", 1912, "Вознаграждение", 1912, "Албанская знать", "Наследие"). В символич. образе выразил Асдрени свое сочувствие и к революции ("Красный мак", 1912). Одним из зачинателей алб. худож. прозы явился И. Грамено (1872--1931) -- автор патриотич. песен и новелл. Известными писателями этого времени были Р. Силичи, Х. Моси, Л. Гуракучи. Процесс формирования новой А. л. был тесно связан с проблемой создания нац. лит. языка, очищения его от тур. и греч. выражений и оборотов. В этом направлении много сделали алб. писатели и филологи К. Кристофориди и др.
   В 19 в. особый подъем переживает лит-ра арберешей. По духу, мотивам, идеям она близка к А. л. в ее осн. потоке. Выдающимися представителями лит-ры арберешей были И. Де Рада (1814--1903), Г. Дара мл. (1826--85), З. Серембе (1843--1901) и А. Сантори (1819--1894). Деятельность Де Рады была разносторонней. К лучшим его сочинениям принадлежит романтич. поэма "Милосао" (1836) патриотич. звучания. Крупные поэмы "Серафина Топия" (1839--43) и "Несчастный Скандербег" (1872--84), повествующие о борьбе алб. князей под руководством великого нац. героя против турок. Де Рада издал сб. нар. песен "Рапсодия из одной албанской поэмы" (1866), развернул широкую публицистич. деятельность в поддержку освободит. борьбы алб. народа за отделение от Турции. В поэме "Последняя песня Бали" (1906) Г. Дара мл. также обращается к героич. эпохе Скандербега. В лирических стихах З. Серембе нашла выражение любовь арберешей к Албании и желание ее быстрейшего освобождения.
   В 1912 Албания добилась нац. независимости. Для этого времени характерна острая борьба между демократич. силами, желавшими развития Албании по пути прогресса, и консервативными силами, к-рые пытались оставить страну в оковах феод. отношений. Эта борьба закончилась в 1924 с приходом к власти Ахмета Зогу, представителя феодалов и реакц. буржуазии. В таких условиях развитие прогрессивной лит-ры было затруднено. Видным представителем прогрессивной А. л. был Фан Ноли (р. 1882). В своих стихах он саркастически изобличал реакционеров, воспитывал чувство уважения и любви к народу ("Песня Салеп Султана", "Умерший в изгнании", "Драгобийский грот", "Беги, марафонец", "Вдоль рек" и т. д.). Отличавшаяся разоблачительной силой, политическая лирика Ноли стала оружием в руках передовых кругов алб. общества. Ценную работу Ноли проделал и как переводчик классиков мировой лит-ры. Тема борьбы против турок и греч. шовинистов составляет основу романов Ф. Постоли (1889--1927) "Незабудка" (1924) и "В защиту отечества" (1921). Проблема эмансипации алб. женщины и борьба против диких законов феод. быта трактуется в романе "Если бы была мужчиной" Х. Стермили (1895--1953). Талантливым алб. поэтом этого времени был Л. Порадеци (р. 1896). В это же время нек-рые писатели (Э. Количи и др.) идеализировали консервативные традиции в жизни народа. В 30-х гг. 20 в. под влиянием рабочего движения и идей социализма начала формироваться прогрессивная лит-ра, разрабатывающая социальные мотивы. Гл. представителем этой реалистич. лит-ры был Мигени (псевд. Милоша Гергя Николы, 1911--38), изображавший страдания нар. масс, разоблачавший реакц. режим, лицемерие религии, печати и офиц. иск-ва. В коротких рассказах Мигени достиг глубоко реалистич. изображения жизни бедноты.
   С образованием народно-демократической Албании в А. л. возникло течение социалистич. реализма, первые ростки которого появились в годы национально-освободительной войны против фашистских захватчиков в нелегальных органах компартии и освободит. движения: "Голос народа" (1942), "Призыв свободы" (1942) и др. Лит-ра этого периода носила героико-романтич. и публицистич. характер. После освобождения появились новые романы, эпич. и лирико-эпич. поэмы, историч. и социальные драмы. Осн. место в совр. А. л. занимает тема нац.-освободит. войны против итало-нем. фашистов. Интерес к историч. тематике становится содержанием многих новелл, романов, поэм. Совр. жизнь также привлекает внимание алб. писателей. Лауреатами респ. премии являются: Д. Шутеричи, С. Спассе, К. Якова, Ф. Гьята, Л. Силичи, К. Души и др.
   Периодика. В газ. на итал. яз. "L'Albanese d'Italia" ("Албанцы Италии", 1848) была напечатана на алб. яз. поэма А. Сантори "Танец великого веселья". В издававшейся Де Рада газете на алб. яз. "Fjamuri e Arbёrit" ("Знамя албанцев", 1883--87) опубл. драма А. Сантори "Эмира". В 1884--85 писатели Н. Фрашери, С. Фрашери, Я. Врето издавали в Стамбуле газ. "Drita" ("Свет"), "Diturija" ("Знание"), в к-рых печатали свои произ. В 1936--37 в Корче группа прогрессивных писателей издавала журн. "Bota ere" ("Новый мир"), где печатались стихи и худож. проза Мигени. После освобождения страны Союзом алб. писателей начали издаваться ежемесячные лит.-критич. журн.: "Bota ere" ("Новый мир", 1945--46), "Letёrsia jonё" ("Наша литература", 1947--53), "Nёndori" ("Ноябрь", 1954--).
   
   Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 1: Аарне -- Гаврилов. -- 1962. -- Стб. 132--135.
   Исходник здесь: http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke1/ke1-1322.htm
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru