Акундинов Тимофей Демидович
Декларация Московскому посольству

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:

  
  
   Тимофей Акундинов
  
   Декларация Московскому посольству
  
  ---------------------------------------------------------------------------
   Виршевая поэзия (первая половина XVII века)
   М., "Советская Россия", 1989.- (Сокровища древнерусской литературы).
  ---------------------------------------------------------------------------
  
   Пять каменей Давыд имел в пастуше тоболе,
   коли, не стерпев от неприятель, сердечное боле,
   шол смело против страшного Галиада {1}
   израильтянского верне бороняти стада. <...>
   Галиаду спясю дух и гордости забила.
   Тако и мы во имя божие имеем с пяти смыслов готовых
   на неприятеля пять вершей сложоных.
  
   1
  
   Хвала милостивому святому богу!
   От неприятеля бежав через осмь земель, не приткнули мы
   о камен свою ногу,
   а не нарушили здоровья и чести и сана
   и ныне есте мы под крылами милости турсково Ибрагим
   султана {2},
   дву цесарств и сту царств и двухсот пятидесяти
   кролевств трех частей света монархи,
   той может стереть неприятеля и моих карки;
   его же слава по то ся на земли пусть сладит,
   поки в небе звезды и месяц светит.
  
   2. На поносителей ответ
  
   О Москва, мати клятвопреступления,
   много в тебе клопотов и нестроения!
   И ныне ты, не иставшися, и крови жаждаешь
   и на своего господина клеветный лук напрязаешь.
   Хто тебе што милой отчизне здавна послугует,
   на того твоя ненависть всуе негодует.
   Тех древних своих княжат уставы отверзаешь,
   а новых выродков, мнимых князей, приямляешь
   и их, наскокателей, почитаешь и обогащаешь,
   а чужими бедами отнюдь ся не наказуешь.
   Хочешь или льстивое жалованье с их познати,-
   советую ти и разуму их и любви внимати.
   Изрини от себе тех митрополитанчиков окаянных,
   наших в отца нашего государя-царя врахов непостоянных,
   и послушай Христа и Спаса твоего,
   а приими мене в дом достояния моего.
   Я естем мнимый подьячей, а истинный царевич
   Московский,
   яко же иногда крал Аполон Тирский {3}.
   Я естем здесь непознанный князь Шуйский,
   яко же иногда и Овиан, цесарь Римский {4}.
   Его свои, ему познавши, на престол зведоша,
   тако ж и ты, Москва, не презри мене, изнемогоша.
   А коли будут твои детки поносити нас чем,
   мы с образца своих родитель на винник хврастия не будем
   жаловать ни в чем.
  
   3. На Филарета митрополита {5}
  
   У трех товарыщев был один хлеб заветный:
   тому из них съесть, кто сон увидит хвалебный.
   А сами были рознымр обычи товарыщи:
   один горд, другой лукав, третий вран на нырищи.
   Но лукавый гордого и враноподобного обманул,
   их в бучи лукавством потопил и сам в нем утонул. <...>
   Царствовати ж устроил сына своего митрополитанского.
   А гордому королевичу польскому {6} царствование
   Московское яко во сне ся снило,
   враноподобному ж тушинскому вору {7} на ево безголовье не
   долго власти было.
   А все те от Филарета были злых браней дела,
   хотя Польска благословенной Москвы не овладела.
   На устье меча народ весь был пояден
   и от конца до конца земли огнем попален.
   Почто, Москва, зло все забываешь,
   а мне, природному своему, повинности не воздаваешь?
  
   4. На нынешний розряд Московский
   и митрополитанчиковский
  
   Что ся ныне в нашему веку сотворило,-
   то много ся злых дел расплодило.
   Яко едва ж ести и нам у бога милости место,
   коль тяшко от бояр народу и тесно.
   Только умножися гордости и кривды,
   яко ж и отнюдь не знают суда и правды.
   Древних бо княжат уставы отвергоша
   и вся древния судебники обругаша,
   новыя ж своя вся суетне поставляют,
   и тем бесчисленно народу укривжают.
   Яко великия рыбы малых поглатают,
   тако они их и имения их снедают.
   Еще ж и гради мнози суеумне згубиша,
   а широкими поместьи и царство обнищиша.
   Только сами ся изобильно обогатили,
   военный ж чин ни во что наменили,
   но хотят те отором и прочим соседством
   грозны и страшны быти своим богатством,
   счастие свое в немецких питиях пологающе,
   гради ж земли своея немцом и поляком раздавающе.
   И татаром пустошить земли своея не возбраняют,
   аще от них и безчисленно человек, яко скоту, отгоняют
   Но еще им же за то выходы дают и дани,
   чтобы могли от них целы пробыть сами.
   Москва руце угрызает и оных ненавидит,
   от них же приношения пенязей не видит.
   Кто даст, того послушают от всей веры,
   кто не даст,- затворятся от него двери.
   Что ж ты в том, Москва, добре оплошилась?
   Блюдись, чтоб дверь милосердия божия не затворилась.
  
   5. К читателю
  
   Христианское есть - пад, востати,
   а дьявольское есть - пад, не востати.
   Сам, христолюбче, разумеваешь,
   мой ласковый читательнику, упознаешь,
   кому воздать честь и верность,
   помнячи природных государей давность.
   К тому не будешь их поношати,
   но, и о прежнем каяся, прощати.
   Понеже кто ся власти противляет,
   тот, по апостолу, богу ся противляет8.
   Мой верный милый читательнику,
   не дивись настоящему враждебнику,
   что он в наследии нашем господствует -
   так ему мир, а не бог дарствует,
   который злых возвышает,
   а благих отнюдь уничижает.
   Смотри же не начала, но конца,
   да будешь мудр до конца.
   Хто сначала скачет,
   тот напоследок плачет.
   а так найдешь корысти не мало,
   что ся тут кратко собрало.
   Само бо доброе себя хвалит,
   а злых лукавство палит.
   Здоров же, любимиче, буди,
   а своего государевича не забуди.
  
  
   ТИМОФЕЙ АКУНДИНОВ
  
   В октябре 1617 г. в Вологде, в семье стрельца, родился мальчик, имя
  которого стало последним всполохом в длинном каскаде самозванческих авантюр,
  вызванных эпохой "Смуты". Тимофей Демидович Акундинов получил начальное
  воспитание в доме вологодского архиепископа Варлаама, затем служил подьячим
  в Москве. В 1645 г., после падения своего покровителя - дьяка Ивана
  Патрикеева, он бежал в Литву, где выдал себя за воеводу вологодского и
  наместника великопермского. Свой вояж по загранице новоявленный авантюрист
  начал с Молдавии, откуда вскоре перебрался в Константинополь. Там Акундинов
  провел три года, объявляя себя прямым потомком царя Василия Шуйского (то его
  сыном Семеном, то внуком Иоанном-Тимофеем). В Турции Акундинов принял
  магометанство, но это по спасало его от надвигавшейся опасности
  разоблачения. Поэтому, заручившись поддержкой сербов, он отправился в Рим,
  где перешел в католичество. Потом он скитался по Австрии, Трансильвании,
  Украине, подвизался при дворе шведского короля (уже в качестве лютеранина).
  Затем Акундинов направляется в Пруссию и Голштинию. Голштинский герцог выдал
  его московскому правительству в обмен на некоторые привилегии в торговле. В
  1653 г. Акундинов был четвертован.
  
   Декларация Московскому посольству
  
   Находясь в Константинополе, Тимофей Акундинов (девятнадцатый по счету
  лжецаревич) вступил в переговоры с русскими дипломатами, стольником
  Телепневым и дьяком Кузовлевым, которым 11 декабря 1646 г. вручил свою
  стихотворную декларацию.
   Печатается по изд.: Силлабика.- С. 87 - 90 (по рукописи ЦГАДЛ, ф. 149,
  No 73).
  
   1 ...Давыд... шол смело против страшного Галиада...- По библейской
  легенде, юноша Давид, будущий царь Израиля, убил камнем из пращи
  филистимлянского исполина Голиафа (1-я книга Царств, XVII, 40-50).
   2 ...турсково Ибрагим султана...- Ибрагим - султан Оттоманской Порты
  (1615-1648).
   3 ...крал Аполоп Тирский - герой переводной повести, известней
  русскому читателю по сборнику "Римские деяния". Аполлонию Тирскому пришлось
  пройти через многие странствия и приключения.
   4 ...Овиап, цесарь Римский - персонаж из "Римских деяний",
  усомнившийся в справедливости евангельского изречения: "богатии обнищаша и
  нищий обогатеша", за что был сурово наказан богом - лишился своего престола
  и долго странствовал в нищете.
   5 На Филарета митрополита...- Имеется в виду патриарх Филарет
  (1619-1633). Акундинов называет Филарета "митрополитом" намеренно, не
  признавая за ним патриаршего сана, которым он был наречен трижды: в 1606,
  1608 и 1619 г.
   6 ...гордому королевичи польскому...- Имеется в виду сын польского
  короля Сигизмунда III Владислав (1595-1648). В августе 1610 г. земский собор
  под давлением боярской думы избрал Владислава на русский престол.
   7 ...тушинскому вору...- Речь идет о Лжедмитрии II (Матюше
  Веревкине, или Дмитрии Нагом), который претендовал на московский трон, когда
  в 1608 г. несколько месяцев стоял с польско-казачьим войском у самых степ
  Москвы - в Тушине. Отсюда его прозвище - "Тушинский вор". Убит в Калуге 11
  декабря 1610 г.
   8 ...кто ся власти противляет... богу ся противляет - цитата из
  Послания апостола Павла к Римлянам (XIII, 2).
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru