Аксаков Сергей Тимофеевич
Аксаков С. Т.: биобиблиографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Оценка: 7.95*7  Ваша оценка:


   АКСАКОВ, Сергей Тимофеевич [20.IХ(I.Х).1791 Уфа -- 30.IV(I2.V).1859, Москва] -- прозаик, мемуарист, критик, журналист. Происходил из родовитой дворянской семьи. Отец, Тимофей Степанович, служил прокурором Верхнего земского суда в Уфе. Детские годы А. провел в Уфе и в имении родителей Новое Аксаково Бугурусланского уезда Оренбургской губернии (в автобиографических произведениях А. это имение фигурирует под именем Новое Багрово). С детства А. полюбил природу; рыбная ловля, охота, собирание ягод, дальние прогулки в лес или в степь заложили в нем глубокие и мощные пласты впечатлений, которые позднее, спустя десятилетия, стали неиссякаемым источником художественного творчества. В 1801 г. поступил в Казанскую гимназию, а в 1805 г. был принят в только что открытый Казанский университет.
   В гимназии и в университете проявился глубокий интерес А. к литературе, родившийся под влиянием преподавателя математики Г. И. Карташевского (у которого одно время юноша жил в качестве пансионера) и особенно преподавателя русской словесности Н. М. Ибрагимова. А. основательно изучил писателей XVIII в., от М. В. Ломоносова до Г. Р. Державина, Н. М. Карамзина и И. И. Дмитриева; пробовал он сочинять и сам, участвуя в рукописных студенческих журналах. Первые стихотворные произведения А.-- "К соловью", "К неверной" и др.--окрашены в сентиментальные тона, свойственные и массовой лирике того времени и творчеству окружавших его начинающих поэтов, в частности Александра и Владимира Панаевых. В 1807 г. А. был принят в существовавшее при университете Общество вольных упражнений в российской словесности. Увлекался он и театром, с успехом выступая в студенческих спектаклях. Интерес к театру усилился в А. под влиянием гастролировавшего в Казани П. А. Плавильщикова: "Игра Плавильщикова открыла мне новый мир в театральном искусстве... Яркий свет сценической истины, простоты, естественности тогда впервые озарил мою голову" (Собр. соч.: В 3 т.-- М., 1986.-- Т. 2.-- С. 118--119).
   В 1807 г. А. приехал в Москву, а весною следующего года поселился в Петербурге и поступил на службу в комиссию по составлению законов, а затем в экспедицию о государственных доходах. Главные его интересы, однако, сосредоточивались не на служебной деятельности, а на художественной, литературной и театральной жизни столицы. А. свел обширные знакомства -- с адмиралом А. С. Шишковым, охранительному, консервативному направлению которого в области литературного словоупотребления и стилистики он горячо сочувствовал; с Г. Р. Державиным, с актером Я. Е. Шушериным (впоследствии каждому из них писатель посвятил отдельный мемуар: "Воспоминание об Александре Семеновиче Шишкове", 1856; "Знакомство с Державиным", 1856; "Яков Емельянович Шушерин и современные ему театральные знаменитости", 1854). Круг петербургских знакомств был пополнен литераторами и театральными деятелями Москвы, куда А. неоднократно наведывался: С. Н. Глинкой, II. М. Шатровым, Н. П. Нико-левым и др. В это время происходит литературный дебют А.-- журнал "Русский вестник" (18.12, No 7) печатает басню "Три канарейки". Занимается он и переводами: "Школа мужей" Ж.-Б. Мольера (опубл. лишь в 1886), "Филоктет" Софокла по переводу Лагарпа (опубл. в 1816) и т. д. Из ранних произведений А. выделяется послание "А. И. Казначееву" (1814) -- взволнованный отклик на опустошение Москвы, учиненное французским нашествием 1812 г.
   В 1816 г. А. женился на Ольге Семеновне Заплатиной, дочери проживавшего в Москве суворовского генерала, и уехал с молодой женой в Новое Аксаково. В 1817 г. в семье родился сын Константин -- в будущем известный критик, поэт и ученый, один из основателей славянофильства. В 1819 г. родилась дочь Вера, в
   1820 г.-- второй сын, Григорий; позднее, в 1823 г.,-- Иван, впоследствии также известный поэт, критик, публицист, видный деятель славянофильства. Всего в семье было десять детей. Аксаковы уделяли их воспитанию исключительное внимание. Семью отличала общность интересов, высокий интеллектуальный и духовный настрой.
   Зиму 1820/21 г. А. провел в Москве, где сблизился с А. И. Писаревым, М. Н. Загоскиным (с которым подружился еще раньше, в Петербурге) и др. и продолжал свои литературные занятия (в частности, в 1821 г. опубликовал свой перевод X сатиры Н. Буало). Весной 1821 г. А. избрали в действительные члены Общества любителей российской словесности при Московском университете.
   Летом 1821 г. все семейство переехало в имение Надеждино Белебеевского уезда Оренбургской губернии (в автобиографической дилогии оно фигурирует под названием Парашино), где прожило пять лет. Осенью 1826 г. Аксаковы окончательно поселились в Москве. Сергей Тимофеевич устроился на должность цензора в Московском цензурном комитете (1827--1832); позднее (с 1833 г.) был инспектором Констан-тиновского землемерного училища. Когда последнее было преобразовано в межевой институт, А. стал его первым директором (1835--1838). Но по-прежнему главные интересы А. сосредоточивались в семейном и дружеском кругу и главные свои усилия он посвящал литературной и театральной деятельности. В доме установился постоянный день для встреч -- т. н. аксаковские субботы, на которых, помимо старых друзей, стали бывать новые лица: актеры М. С. Щепкин и П. С. Мочалов (познакомился с ним А. еще раньше); математик П. С. Щепкин; физик, философ и агроном М. Г. Павлов; историк, писатель и журналист М. П. Погодин; критик, эстетик и журналист Н. И. Надеждин и др. Летом 1832 г. (по-видимому, 2 июня) в доме А. на Сивцевом Вражке впервые появился Н. В. Гоголь, к которому все семейство относилось с глубоким трепетным почитанием. В московский период разворачивается деятельность А. как литературного и театрального критика. В рецензиях и заметках, публикуемых в журнале "Московский вестник", в газете "Молва", он отстаивает принципы естественной, правдивой игры, по достоинству оценивает сценическое творчество Щепкина. В "Письме к издателю "Московского вестника"", опубликованном в No 6 за 1830 г., критик ставил А. С. Пушкина в пример другим литераторам, ибо он имеет "такого рода достоинства, какого не имел еще ни один русский поэт-стихотворец" (Собр. соч.-- Т. 3.-- С. 364). Журнальные выступления А. обратили на себя сочувственное внимание Пушкина, с которым критик познакомился лично. Печатает А. и острую сатирическую сценку "Рекомендация министра" (Московский вестник.-- 1830.-- Ч. 1), направленную против чиновничьей, государственной коррупции. Журналистская деятельность А. в конце 20 гг. была омрачена его резкой полемикой с Н. А. Полевым. Справедливо укоряя последнего в некотором верхоглядстве и поверхностности, А. в то же время выступал и против либерального, критического направления ("вольнодумных выходок"), проводимого Полевым в его журнале "Московский телеграф".
   Вершиной литературной деятельности А. 20 -- начала 30 гг. стал его небольшой очерк "Буран" ("Денница на 1834 г.".-- М., 1834). Писатель не только впервые поднялся здесь до уровня большой литературы, но ненароком нашел свой истинный род творчества, основанный на открытом или подспудном биографизме, на максимально полном и точном воспроизведении былого и пережитого, на безыскусном и в то же время динамичном описании как природы, так и душевных движений сталкивающегося с ней человека. "Буран" явился прологом будущих автобиографических и природоведческих произведений А.
   Во второй половине 30--40 гг. А. принимает активное участие в общественной и литературной жизни. Дом А., благодаря усилиям сыновей Константина и Ивана, становится одним из центров формирующегося славянофильства; здесь бывают виднейшие его представители: И. В. и П. В. Киреевские, А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин, А. И. Кошелев и др. А. относится к новому течению сочувственно, но в то же время не одобряет крайностей, нередко спорит с Константином, что давало основание людям сторонним считать его человеком "с убеждениями ультразападными" (выражение С. М. Соловьева). Наряду с московским домом Аксаковых, местом встреч и споров стало подмосковное имение Абрамцево, которое семья приобрела в 1843 г.
   В 1847 г. А. опубликовал "Записки об уженье" (в последующих изданиях "Записки об уженье рыбы"), над которыми работал с 1840 г. Книга имела огромный успех, побудивший А. в 1849 г. приступить к "Запискам ружейного охотника Оренбургской губернии" (вышли в 1852 г.). Рыбацко-охотничья дилогия А., возвестившая о приходе в литературу выдающегося писателя, отличалась прежде всего тонким и оригинальным "чувством природы". Стиль А.-- информационный, деловой, подчас даже суховатый, резко противопоставленный сентиментальному или возвышенно-романтическому природоописанию. Никакого очеловечения природы, почти никакой эмоциональной подцветки. "Герои" -- будь to ерш или щука, голубь или тетерев -- выступают своей собственной персоной и оттого чрезвычайно рельефно. У каждого есть свои привычки, повадки, свой характер; именно на объективности описания строится авторское отношение к природе, нередко совпадающее с народной, крестьянской точкой зрения. Происходит естественный, без насилия и нажима, переход от природы к миру человеческих отношений. Книги вышли далеко за рамки специального интереса рыболова и охотника. "...Всякий, кто только любит природу во всем ее разнообразии, во всей ее красоте и силе, всякий, кому дорого проявление жизни всеобщей, среди которой сам человек стоит, как звено живое, высшее, но тесно связанное с другими звеньями, не оторвется от сочинения г. А-ва..." (Тургенев И. С Полн. собр. соч. и писем: В 28 т. Соч.-- М.; Л., 1963.-- Т. V.-- С. 397).
   Пятидесятые годы стали для А. периодом тяжких испытаний. А. мучительно пережил смерть Гоголя и сожжение им второго тома "Мертвых душ". На причинах произошедшей трагедии А. остановился в ряде статей ("Письмо к друзьям Гоголя", "Одним сыновьям", 1852, и др.) и в "Истории моего знакомства с Гоголем" (опубл. посмертно, в 1890 г.), явившейся одним из лучших образцов русской мемуарной литературы.
   С болью воспринял А. и поражение русской армии в Восточной войне 1853--1855 гг. Резко ухудшилось его здоровье, неумолимо надвигалась слепота. Но, несмотря на бедствия и невзгоды, он упорно работает: в 1856 г. выходит "Семейная хроника", а в 1858 г.-- "Детские годы Багрова-внука".
   Автобиографическая дилогия А., воспроизводившая жизнь трех поколений помещичьей семьи, строилась по законам художественно-документальной прозы с ее предельной верностью действительности, с минимальным участием вымысла, а также с повышенной ролью героя-рассказчика. Все повествование пронизано мыслью о семейной гармонии, согласии, высокости всего строя семейных отношений; однако эта мысль фигурировала не отвлеченно, в виде декларации и тезисов, а развивалась на подлинном материале прожитой А. жизни.
   Со страниц книг вставали и дальний родственник, крепостник-самодур; и отец, человек добрый, но безвольный; и мать -- волевая, красивая, умная; и он сам, дитятя, потом мальчик Сережа Багров, со своими страхами, играми, увлечениями, с трогательной привязанностью к милому другу -- сестренке, с первыми усилиями понять и разобраться в окружающем. В документальной прозе А. отчетливо проявились традиции романа воспитания, одним из лучших образцов которого в русской литературе стала его дилогия. К "Семейной хронике" и "Детским годам..." примыкают другие мемуарные произведения А.: "Воспоминания" (опубл. в 1856 г. вместе с "Семейной хроникой"), "Литературные и театральные воспоминания" (опубл. в 1856--1858 гг.), "Собирание бабочек" (опубл. в 1859 г.), "Встречи с мартинистами" (опубл. в 1859 г.) и т. д. Все они, помимо художественных достоинств, обладают большой познавательной ценностью как исторические документы.
   Таким образом, последние годы и месяцы жизни А. ознаменовались расцветом его творческих сил, достижением самых больших художественных вершин, и это достижение получило широкое и повсеместное признание. "Эта Ваша книга такая прелесть, что и сказать нельзя,-- писал И. С. Тургенев автору 22.I.1856 г. в связи с отдельным изданием "Семейной хроники" и "Воспоминаний".-- Вот он, настоящий тон и стиль -- вот русская жизнь... Я еще не встречал человека, на которого бы Ваша книга не произвела бы самого приятного впечатления" (Тургенев И. С. Указ. изд. Письма: В 13 т.-- М.; Л., 1961.-- Т. II.-- С. 335).
  
   Соч.: Полн. собр. соч.: В 6 т. / Вступ. ст. А. С. Хомякова, Н. М. Лонгинова, И. С. Аксакова.-- Спб., 1886; Собр. соч.: В 4 т. / Вступ. ст. С. И. Машинского.-- М., 1955-1956; Собр. соч.: В 3 т. / Вступ. ст. Е. И. Анненковой.-- М., 1986.
   Лит.: Добролюбов Н. А. Деревенская жизнь помещики в старые годы // Собр. соч.: В 3 т. -- М., 1950.-- Т. 1; Некрасов Н. А. Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах С. Аксакова... // Полн. собр. соч. и писем.-- М., 1950.-- Т. IX; Соловьев Е. А. Аксаковы, их жизнь и литературная деятельность.-- Спб., I 895; Дурылин С. Гоголь и Аксаковы // Звенья.-- 1934.-- No III--IV; Машинский С. И. С. Т. Аксаков. Жизнь и творчество. -- 2-е изд. - М., 1973; Войтоловская Э. Л. С. Т. Аксаков, в кругу писателей-классиков.-- Л., 1982; Анненкова Е. И. Гоголь и Аксаковы.-- Л., 1983; Лобанов М. С. Т. Аксаков.-- М., 1986.
  

Ю. В. Манн

  
   Источник: "Русские писатели". Биобиблиографический словарь.
   Том 1. А--Л. Под редакцией П. А. Николаева.
   М., "Просвещение", 1990
   OCR Бычков М. Н.
  

Оценка: 7.95*7  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru