Аксаков Константин Сергеевич
Народное чтение. Книжка первая. Спб., 1859

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В сокращении

  
  Константин Сергеевич Аксаков
  
   Народное чтение. Книжка первая. Спб., 1859
  
  ----------------------------------------------------------------------------
   Аксаков К. С., Аксаков И. С. Литературная критика / Сост., вступит,
  статья и коммент. А. С. Курилова. - М.: Современник, 1981. (Б-ка "Любителям
  российской словесности").
  ----------------------------------------------------------------------------
  
   Предпринято целое издание, чтобы озарить ум народа светом
  образованности, - издание, в котором просвещенные люди снисходительно
  сообщают своим непросвещенным меньшим братьям новые для них истины и так
  благодушно применяются даже в языке своем к народному языку. Я, право, не
  знаю, чего еще желать? Как должен быть счастлив русский народ! Какие заботы,
  какие просвещенные заботы великодушно принимает на себя наше образованное
  общество о народе. Хотят избавить его даже от труда самому выбирать книги, а
  готовят книгу собственно для его употребления, так что тут собрано все для
  него полезное и приятное. В своем глубоком снисхождении к народу г-да
  великодушные литераторы долго жуют предварительно пищу и предлагают народу
  уже жеванное.
   Чтение для народа! По нашему мнению, уже в этой мысли лежит ложь. Что
  же народ - разве особенный отдел людей? Почему же для него и не существует
  общего чтения, как для всех людей вообще, а изготовляется нарочно _чтение
  народное_? Почему "История" Карамзина, "История" Соловьева, "Путешествие",
  например, Головнина, "Юрий Милославский" {1} и пр. и пр. - не народное
  чтение? И что это за чтение по сословиям? Но ведь в то же время у вас нет
  чтения дворянского, нет чтения купеческого: отчего же существует у нас
  чтение народное? Или вы на народ смотрите, как на малолетних детей, и - как
  детское чтение, - так выделяете и народное чтение? "Наше общество
  образованно, а народ находится в невежестве", - говорите вы. Неужели вы не
  знаете, что масса сведений сама по себе ничего не значит и что шкап,
  наполненный самыми умными книгами, нисколько от того не выигрывает и сам
  умным не становится, что, следовательно, вся сила в том, какое изменение
  производит масса сведений в принявшем ее человеке, как он усваивает ее, как
  ею пользуется? Неужели не знаете вы, что масса сведений, положенная в голову
  человека, сама по себе еще нисколько не дает право на совершеннолетие, что
  есть дети-скороспелки, перенявшие не только сведения, но и приемы ученого
  рассуждения о высоких и просвещенных предметах, и что все они - дети, и
  вдобавок жалкие дети? Ученый ребенок все остается ребенком; напротив того,
  человек не ученый, лишенный возможности обогатить себя сведениями, но
  умственно самостоятельный, выросший в жизни действительной, в труде, борьбе
  и лишении, может быть человеком совершеннолетним при всем своем (к
  сожалению) недостатке сведений; и наоборот, в сравнении с ним, человек с
  богато начиненной головой, но с детским, пришибленным и запуганным умом, -
  является очень несовершеннолетним человеком, различающимся от
  действительного ребенка только тем, что ребенку еще предстоит вырасти в
  самом деле быть совершеннолетним, а этому господину достигнуть
  совершеннолетия - плохая надежда.
   Точно в таком положении находится наше, так называемое, образованное
  общество при всей массе своих сведений и при отсутствии (безделица) труда
  самостоятельной мысли, не имеющее под собою никакой действительной почвы,
  доселе робко, подобострастно поглядывающее на своего учителя, доселе не
  решающееся _сметь свое суждение иметь_. Сравнение неверно будет разве в том,
  что масса сведений, которою удручена наша просвещенная публика, не
  составляет еще такого исполинского невыносимого бремени: в этом отношении,
  скапать правду, далеко нашему обществу до своего учителя {2}. И вот,
  оторванное от народа уже полтораста лет, полтораста лет лишь подражательно,
  наружно отражавшее на себе развитие других народов, полтораста лет не
  знающее самостоятельной деятельности, - просвещение наше вздумало просвещать
  простой народ и для этого выдает _народные_ книги. Низводя крестьянина, это
  действительное, серьезное лицо в современной России, на степень "милых
  детей", общество наше с важностью преподает ему уроки и сочиняет, для него
  исключительно, _особые_ книги, которые для употребления образованного
  общества, конечно, не годятся, ниже его, - но зато именно для народа
  хороши!..
   Повторяем: народ имеет право на все чтение, на все выходящие книги.
  Представьте ему самому выбор. Не беспокойтесь: он не возьмет книги для себя
  темной (по современному количеству его сведений), точно так же как
  нематематик не возьмет книги о дифференциалах, интегралах, нефилолог не
  возьмет Боппа {3} и т. д. Когда пишешь о каком бы то ни было предмете, -
  пишите _для всех_; когда пишете, думайте о самом предмете и имейте в виду,
  чтоб он был написан _общепонятно_, а не то, чтобы _понятно для народа_.
  Отбросьте эту оскорбительную цель. Не пишите для народа. Что будет
  общепонятно - поймет, поверьте, и народ. Во всяком случае _народных_ книг
  народ, без принуждения, читать не станет. Вместо того, чтоб писать какие-то
  сочинения исключительно для народа, пусть лучше литература наша постарается
  быть народною: тогда она сама станет истинно на высокую и действительную
  степень, и для всего народа сделается доступною; тогда, конечно, не нужно
  будет хлопотать о книгах для народа, как вы теперь хлопочете. <...>
  
   ПРИМЕЧАНИЯ
  
   "Парус", 1859, ? 1, с. 15-16; ? 2, с. 30-31. Окончание опубликовано не
  было: на этом номере газета была закрыта. Печатается в сокращении.
   1 Имеются в виду "История государства Российского" Н. М. Карамзина,
  "История России с древнейших времен" Соловьева С. М. (1820-1879); книги
  Головкина В. М. (1776-1831) - "Путешествие российского имп. шлюпа "Диана" из
  Кронштадта в Камчатку, совершенное под начальством флота лейтенанта (ныне
  капитана 1-го ранга) Головнина в 1807, 1808 и 1809 г." (ч. 1-2, Спб., 1819);
  "Записки флота капитана Головнина о приключениях его в плену у японцев. В
  1811, 1812 и 1813 годах. С приобщением замечаний его о японском государстве
  и народе" (ч. 1-3, Спб,, 1816); "Путешествие вокруг света, совершенное на
  военном шлюпе "Камчатке" в 1817, 1818 и 1819 годах флота капитаном
  Головниным" (ч. 1-2, Спб., 1822), а также роман Загоскина Н. М. (1789-1852)
  "Юрий Милославский, или Русские в 1612 году".
   2 Имеется в виду Запад. 3 Бопп Франц (1791-1867) - нем. лингвист.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru