Аксаков Константин Сергеевич
О русском воззрении

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

Оценка: 7.46*4  Ваша оценка:

  
  Константин Сергеевич Аксаков
  
   О русском воззрении
  
  ----------------------------------------------------------------------------
   Аксаков К. С., Аксаков И. С. Литературная критика / Сост., вступит,
  статья и коммент. А. С. Курилова. - М.: Современник, 1981. (Б-ка "Любителям
  российской словесности").
  ----------------------------------------------------------------------------
  
   Недавно одно выражение, употребленное в объявлении о "Русской беседе",
  подало повод к нападениям и толкам. Выражение это: _русское воззрение_. Оно
  точно не было объяснено, потому что это казалось излишним, и предполагалось,
  что оно не затруднит ничьего понимания. Однако послышались возражения такого
  рода: "Воззрение должно быть общечеловеческое! Какой смысл может иметь
  русское воззрение?* Но неужели можно было думать, что в программе "Русской
  беседы" предполагалось такое русское воззрение, которое не будет в то же
  время общечеловеческим. Подобного мнения, конечно, нельзя допустить,
  особенно со стороны тех людей, которым придают название славянофилов,
  которые обвиняются в пристрастии будто бы к России и которые, конечно, не
  захотят лишить ее высшего достоинства, т<о> е<сть> человеческого.
   Теперь скажем о самом выражении, так странном для некоторых. Разве
  воззрение народное исключает воззрение общечеловеческое? Напротив. Ведь мы
  говорим, например: английская литература, французская литература, германская
  философия, греческая философия. Отчего же это никого не смущает? А ведь в
  литературе, в философии, если она английская, немецкая и т<ак> д<алее>,
  выражается и воззрение народное. Все это признают. А если признают за
  другими народами, то почему не признать и за русским? Если народность не
  мешает другим народам быть общечеловеческими то почему же должна она мешать
  русскому народу? Дело человечества совершается народностями, которые не
  только оттого не исчезают и не теряются, но, проникаясь общим содержанием,
  возвышаются и светлеют и оправдываются как народности. Отнимать у русского
  народа право иметь свое русское воззрение - значит лишить его участия в
  общем деле человечества.
   Мало того: тогда только и является произведение литературы, или другое
  какое, вполне общечеловеческим, когда она в то же время совершенно народно.
  "Илиада" Гомера есть достояние всемирное и в то же время есть явление чисто
  греческое. Шекспир есть поэт, принадлежащий всему человечеству, и в то же
  время совершенно народный, английский. А именно этой-то народности, этого-то
  самобытного воззрения и недостает нашей умственной деятельности; а оттого,
  что в ней нет народности, нет в ней и общечеловеческого. Мы уже полтораста
  лет стоим на почве исключительной национальности европейской, в жертву
  которой приносится наша народность; оттого именно мы еще ничем и не
  обогатили науки. Мы, русские, ничего не сделали для _человечества_ именно
  потому, что у нас нет, не явилось по крайней мере, _русского воззрения_.
  Странно было бы нападать из любви к народности на общечеловеческое: это
  значило бы отказывать своему народу в имени человеческом. И конечно, таких
  нападений нельзя ожидать от "Русской беседы", считающей, по смыслу своей
  программы, общечеловеческое - народным русским достоянием. В чем же спор?
  Постараемся представить его в настоящем свете.
   Русский народ имеет прямое право, как народ, на общечеловеческое, а не
  чрез посредство и не с позволения Западной Европы. К Европе относится он
  критически и свободно, принимая от нее лишь то, что может быть общим
  достоянием, а национальность европейскую откидывая. Он относится точно так
  же к Европе, как ко всем другим, древним и современным, народам и странам:
  так думают люди, называемые славянофилами. Европеизм, имея человеческое
  значение, имеет свою, и очень сильную, национальность: вот чего не видят
  противники наших мнений, не отделяющие в Европе человеческого от
  национального. Итак, спор, понятый настоящим образом, совершенно переменяет
  свое значение. С одной стороны, т<ак> н<азываемые;> славянофилы стоят за
  общечеловеческое и за прямое на него право русского народа. С другой
  стороны, поборники Западной Европы стоят за исключительную европейскую
  национальность, которой придают всемирное значение и ради которой они
  отнимают у русского народа его прямое право на общечеловеческое. Итак,
  наоборот, т<ак> н<азываемые> славянофилы стоят за общечеловеческое, а
  противники их за исключительную национальность. С одной стороны, чувство
  свободы и любви; с другой, чувство зависимости и преданности авторитету.
   Вот настоящее положение вопроса. Но противники наши едва ли и перед
  собой захотят с этим согласиться.
  
  
   ПРИМЕЧАНИЯ
   "Русская беседа", 1856, кн. 1, Смесь, с. 84-86.

Оценка: 7.46*4  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

как разблокировать пульт от телевизора
Рейтинг@Mail.ru