Аксаков Константин Сергеевич
Публика и народ

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

Оценка: 7.48*7  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Опыт синонимом.

  
  
   Константин АКСАКОВ
  
   ПУБЛИКА И НАРОД
   ----------------------------------------
   Статья из альбома Софьи Александровны Аксаковой
   Источник: Роман-газета XXI век, 1999, No 7, стр. 70.
   Эл. версия: Либ.Ру Классика, июль 2005 г.
   ----------------------------------------
  
   Было время, когда у нас не было публики "Возможно ли это?" - скажут
  мне. Очень возможно и совершенно верно: у нас не было публики, а был народ.
  Это было еще до построения Петербурга. Публика - явление чисто западное и
  была заведена у нас вместе с разными нововведениями. Она образовалась очень
  просто: часть народа отказалась от русской жизни и одежды и составила
  публику, которая и всплыла над поверхностью. Она-то, публика, и составляет
  нашу постоянную связь с Западом; выписывает оттуда всякие, и материальные и
  духовные, наряды, преклоняется перед ним, как перед учителем, занимает у
  него мысли и чувства, платя за то огромной ценой: временем, связью с
  народом и самою истиною мысли. Публика является над народом, как будто его
  привилегированное выражение, в самом же деле публика есть искажение идеи
  народа.
   Разница между публикой и народом у нас очевидна (мы говорим вообще,
  исключения сюда нейдут). Публика подражает и не имеет самостоятельности:
  все, что она принимает чужое, принимает она наружно, становясь всякий раз
  сама чужою. Народ не подражает и совершенно самостоятелен; а если что
  примет чужое, то сделает его своим, усвоит. У публики свое превращается в
  чужое. У народа чужое обращается в свое. Часто, когда публика едет на бал,
  народ идет ко всенощной; когда публика танцует, народ молится. Средоточие
  публики в Москве - Кузнецкий мост. Средоточие народа - Кремль. Публика
  выписывает из-за моря мысли и чувства, мазурки и польки; народ черпает
  жизнь из родного источника. Публика говорит по-французски, народ по-русски.
  Публика ходит в немецком платье, народ - в русском. У публики - парижские
  моды. У народа - свои русские обычаи Публика спит, народ давно уже встал и
  работает. Публика работает (большей частью ногами по паркету) - народ спит
  или уже встает опять работать. Публика презирает народ - народ прощает
  публике. Публике всего полтораста лет, а народу годов не сочтешь. Публика
  преходяща - народ вечен. И в публике есть золото и грязь, и в народе есть
  золото и грязь; но в публике грязь в золоте, в народе - золото в грязи. У
  публики - свет (monde, балы и проч.), у народа - мир (сходка). Публика и
  народ имеют эпитеты: публика у нас почтеннейшая, народ православный.
  "Публика, вперед! Народ - назад!" - так многозначительно воскликнул один
  хожалый.
  
  
  
  
   Чем бы ни занимались члены многочисленной семьи Аксаковых, их думы
  всегда о России, о русском народе, о судьбе русской культуры. Об этом
  свидетельствуют и материалы семейного альбома, хранящегося в фондах
  Государственного историко-художественного и литературного музея заповедника
  "Абрамцево". Альбом готовился всеми членами семьи как свадебный подарок
  Софье Александровне - невесте, а затем жене Григория Сергеевича Аксакова. В
  течение нескольких месяцев дочери С. Т. Аксакова заполняли альбом
  рисунками. Сергей Тимофеевич Аксаков записал в него отрывок, где
  рассказывается о детских годах Григория Аксакова. Писатель предполагал
  включить его в задуманное им продолжение "Семейной хроники". На левой
  странице альбома - дарственная надпись, сделанная в первый день работы над
  ним:
  
   "Всякий клочок бумаги долговечнее самой долгой человеческой жизни. Ты
  сохрани эти листы, милая Софья, и они сохранят тебе живое воспоминание
  прошедшего.
   С. Аксаков, 1847 года, декабря 27, Москва".
  
   В подготовке семейного альбома принимали участие и сыновья С. Т.
  Аксакова: Иван Сергеевич и Константин Сергеевич.
   И. С. Аксаков написал в альбом стихотворение "Душою светлой и
  прекрасной". К. С. Аксаков поместил в альбоме несколько стихотворений,
  выражающих его славянофильское мировоззрение, а также статью "Опыт
  синонимом. Публика - народ". Стихотворение К. С. Аксакова "Софье" было
  последним из написанных в альбоме. Именно в этот день, 3 апреля 1848 года,
  альбом посылался Софье Александровне. Перечитывая эти два сравнительно
  небольших произведения К.С. Аксакова, не перестаешь восхищаться той
  прозорливостью, с которой наш соотечественник полтора столетия назад
  отстаивал культурную самобытность как условие исторического самоопределения
  народа, его самосохранения, настоянного развития и творческого
  самосозидания. Концепция и практика унификация мира на западной основе,
  отказ от признания равенства и достоинства всех культур ведут к неминуемой
  гуманной и экологической катастрофе.
   Может быть, в третьем тысячелетии человечество все-таки внемлет этим
  предупреждениям? И мысли К. С. Аксакова и его друзей-славянофилов будут
  способствовать этому осознанию.
  
   Вера Кошелева
  
   Работы К. С. Аксакова из материалов рукописного фонда, хранящегося в
  собрании Государственного историко-художественного и литературного
  музея-заповедника "Абрамцево ", публикуются по изданию: "Абрамцево: материалы и исследования; Вып. I - Абрамцево, 1988, с. 110 - 112.

Оценка: 7.48*7  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru