Аксаков Иван Сергеевич
Слово произнесенное в Казанском соборе на Божественной литургии в день погребения Ивана Сергеевича Аксакова священником ... Михаилом Соколовым

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


СБОРНИКЪ
СТАТЕЙ,
НАПЕЧАТАННЫХЪ ВЪ РАЗНЫХЪ ПЕРІОДИЧЕСНИХЪ ИЗДАНІЯХЪ

ПО СЛУЧАЮ КОНЧИНЫ
И. С. АКСАКОВА

(ум. 27-го Января 1886 года.)

МОСКВА.
Типографія Л. Ѳ. Снегирева, Остоженка, Савеловскій, пер., д. Снегиревой.
1886.

   

Слово произнесенное въ Казанскомъ соборѣ (С.П.Б.) на Божественной литургіи въ день погребенія Ивана Сергѣевича Аксакова священникомъ Казанскаго собора Михаиломъ Соколовымъ, 31-го января 1886 года *).

*) Изъ No 32 "Петербургскаго Листка".

Живъ Господь, жива будетъ
душа моя и восхвалитъ Тя... во
вѣки, ни судьбы Твои помогутъ
мнѣ...
Псал. 118.

   Сегодня мы погребаемъ нашего незабвеннаго брата, Ивана Сергѣевича Аксакова. Этотъ человѣкъ прямотой своего характера, искренностью своего слова и своихъ отношеній ко всѣмъ лицамъ и вопросамъ пріобрѣлъ всеобщее уваженіе. Съ нимъ можно было не соглашаться, его взгляды можно было считать не отвѣчающими личнымъ чувствамъ и взглядамъ того или другаго общественнаго дѣятеля, но безспорно, что его мнѣніе всегда было и глубоко продумано, и высоко-честно. Онъ не понималъ, что значитъ приноравливаться къ господствующимъ требованіямъ и мнѣніямъ. Онъ говорилъ прямо и такъ, какъ былъ убѣжденъ. На чемъ же опирались его воззрѣнія, которыя онъ отстаивалъ съ всегда присущимъ ему мужествомъ? Его широкое философское образованіе, прочныя историческія свѣдѣнія, основательное знакомство съ естественно-научными воззрѣніями, глубокія познанія въ религіозныхъ вопросахъ со сторонъ догматической и церковно-исторической давали ему право говорить съ той авторитетностью, какою всегда отличалась, его рѣчь устная и письменная.
   Многія стороны его жизни сдѣлаются понятными только тогда, когда талантливый историкъ на многихъ страницахъ изложить совокупность его мыслей, въ теченіе десятилѣтій высказанныхъ въ печати, и только тогда предъ нами предстанетъ полный обликъ души незабвеннаго Ивана Сергѣевича. Прежде всего, почившій Иванъ Сергѣевичъ былъ сыномъ родной земли. Происходя изъ высшаго класса, онъ самъ вмѣстѣ съ своими братьями и друзьями жилъ народною жизнью. Думы народа, его чувства, его взгляды были близки душѣ Ивана Сергѣевича. Чудная, образная русская рѣчь выливалась изъ души почившаго, когда онъ говорилъ или писалъ. И этою чарующею рѣчью онъ призывалъ дѣтей родной земли къ единенію. Онъ въ высшей степени страдалъ за рознь, которая установилась, и теперь еще не совсѣмъ прошла, между высшими и низшими классами въ нашей странѣ. Онъ болѣлъ душою, что воспитаніе дѣтей въ высшихъ классахъ находится часто въ рукахъ иноземцевъ и происходитъ вдали отъ родины, на чуждыхъ нарѣчіяхъ. Онъ имѣлъ право утверждать,-- что такіе питомцы иныхъ народовъ никогда не узнаютъ, не поймутъ Русскаго народа и не сроднятся съ нимъ. Онъ опредѣленно отвѣчалъ на вопросъ: на какомъ языкѣ дитя должно начать говорить? Непремѣнно на родномъ. Пусть родные звуки первыми войдутъ въ душу дитяти и освятятъ ее дыханіемъ жизни. Въ развитіи высшихъ классовъ вдали отъ народа онъ видѣлъ безпочвенность, которая грозитъ великими опасностями для всего народа. Какъ могутъ высшіе классы руководить народною жизнію, не зная ея? Но это знаніе народной жизни онъ и самъ почерпалъ не только изъ личныхъ постоянныхъ сношеній съ народомъ, но и изъ изученія исторической жизни нашего народа. Прошлое нашего отечества онъ считалъ выраженіемъ народнаго духа. Складъ жизни нашего отечества не былъ случайнымъ явленіемъ,-- онъ окрѣпъ среди многихъ болѣзней и страданій. Проживши тысячу лѣтъ, нашъ народъ положилъ въ основу своей жизни разумъ, который нужно постигнуть, чтобы благотворно для него вносить реформы въ народную жизнь. Покойный Иванъ Сергѣевичъ съ настойчивостію призывалъ всѣхъ изучать родную старину, прислушиваться сердцемъ къ потребностямъ народной жизни, и въ этомъ незабвенная заслуга почившаго. Голосъ его и его друзей во многомъ услышанъ. Многое изъ того, что въ ученіи людей называемыхъ славянофилами вызывало ожесточенное нападеніе тридцать лѣтъ назадъ, теперь вошло въ сознаніе большинства мыслящихъ и пишущихъ русскихъ людей, нерѣдко защищается въ тѣхъ самыхъ изданіяхъ, въ которыхъ прежде отвергалось. Выходя изъ такихъ началъ, покойный тѣмъ съ болѣе живымъ сочувствіемъ относился въ реформамъ прошлаго и нынѣшняго царствованія, чѣмъ болѣе они проникнуты были началами народной русской жизни. Въ этомъ отношеніи добрымъ и дорогимъ для духа почившаго памятникомъ будетъ, если мы усвоимъ себѣ и вдохнемъ устнымъ и печатнымъ словомъ другимъ искреннее уваженіе ко всему родному-доброму, русскому, и всегда будемъ дѣйствовать въ согласіи съ началами народной жизни.
   Второго выдающеюся особенностію дѣятельности покойнаго Ивана Сергѣевича было развитіе общеславянскихъ симпатій. Въ этомъ случаѣ онъ выходилъ изъ пониманія преобладающихъ направленій въ ходѣ народной жизни въ XIX столѣтіи. Національное возрожденіе, образованіе возможно большихъ группъ народностей, принадлежащихъ къ одному племени, онъ разсматривалъ какъ такое непреложное, справедливое явленіе, которому нужно послѣдовать и Славянамъ. Почившій ясно понималъ, какъ несостоятельны предъ этою историческою правдою всѣ теоретическія увлеченія или узкія мѣстныя и партійныя стремленія. На Россію Иванъ Сергѣевичъ смотрѣлъ какъ на старшаго брата, который призванъ помочь младшимъ братьямъ въ дѣлѣ желаемаго единенія и возрожденія литературнаго и религіознаго. И онъ съ своими единомышленниками по этому вопросу сдѣлалъ для Россіи то, что мы лучше знаемъ Славянъ, чѣмъ наши отцы 30--40 лѣтъ назадъ, и живѣе принимаемъ къ сердцу ихъ интересы. Иванъ Сергѣевичъ не поколебался въ своихъ убѣжденіяхъ и въ послѣднее время, когда надъ Славянствомъ повисли тучи вражды и недоразумѣній. Кончина Ивана Сергѣевича уяснила намъ и то, что имя его и дѣятельность хорошо были извѣстны лучшимъ славянскимъ людямъ, и они имѣютъ теперь горькія соболѣзнованія о невознаграждаемой утратѣ великаго труженика надъ всеславянскою идеею. Но душою всей дѣятельности почившаго Ивана Сергѣевича была его привязанность къ Святой Матери Церкви Православной. Правильнѣе будетъ сказать, что покойный не только принадлежалъ къ Церкви (онъ порицалъ эту "только принадлежность"),-- онъ жилъ въ Церкви. Возвышенными и сердечными чертами онъ изображалъ жизнь въ Церкви. Церковь -- великая собирательная единица, или Вселенское единство, въ которомъ милліоны душъ живутъ одними мыслями, чувствами, стремленіями, въ однихъ пѣснопѣніяхъ возносятъ хвалы своему Творцу, въ однихъ таинствахъ освящаютъ свои души. И онъ, почившій братъ нашъ, давалъ чувствовать намъ, что живущій въ Церкви -- не одинокъ въ своей жизни, въ своихъ молитвахъ, но всегда окружается великимъ множествомъ братьевъ, въ каждую минуту его религіозной жизни, въ каждомъ отдѣльномъ актѣ своей жизни въ Церкви. И братья земные, и братья небесные, Святые угодники Господни, Святые ангелы Божіи, всегда соприсутствуютъ и бѣдному и богатому, и знатному и худородному, старцу и дитяти, когда всѣ они или отдѣльно служатъ Господу въ союзѣ съ Церковію. Живое представленіе Церкви -- великаго тѣла Христова было для Ивана Сергѣевича источникомъ самыхъ возвышенныхъ стремленій, наставленій, чувствъ, которыя выливались потомъ въ одушевленную рѣчь живую и письменную. Отсюда вытекали его живыя симпатіи ко всякому правительственному и общественному мѣропріятію, въ которомъ онъ усматривалъ торжество Церкви. Съ какимъ самоотверженіемъ этотъ вѣрный сынъ Церкви потрудился въ Миссіонерскомъ Православномъ Обществѣ, всею душою слѣдя за успѣхами Православной Христовой Церкви въ Сибири, Китаѣ, Японіи! Съ какимъ мужествомъ онъ охранялъ достоинство своей Матери-Церкви на окраинахъ Россіи!..
   Съ какою живою любовью онъ заносилъ на страницы своихъ изданій дорогія вѣсточки изъ средины Россіи, пастырь дѣлаетъ свое дѣло во славу Церкви, гдѣ паства научилась пѣть во храмѣ, гдѣ бѣдность и сиротство охранены во имя Господне, гдѣ чрезъ школу понесся свѣтъ вѣры и разума въ крестьянскія избы, гдѣ живетъ и дѣйствуетъ въ мѣстной малой церкви, приходѣ, какъ вѣтви великой, Вселенской Церкви -- приходское попечительство или братство, гдѣ образовалось общество трезвости, и многое, многое другое, чѣмъ проявляется вовнѣ внутреннее единеніе съ Церковію, жизнь въ Церкви. Просвѣщенный и всесторонне-развитый умъ покойнаго Ивана Сергѣевича не находилъ для себя никакихъ препятствій жить въ Церкви и исповѣдывать ея вѣру. У него не было сомнѣній и возраженій въ вопросахъ вѣры, которые могли бы разъединить его съ Церковію -- и онъ пребылъ вѣрнымъ ей до конца своей жизни, напутствованный на смертномъ одрѣ Святыми Тайнами Христовыми "въ жизнь вѣчную", которая для него нынѣ уже и началась. Да, въ послѣдніе годы Церковь Русская Православная имѣла утѣшеніе встрѣтить самое живое исповѣданіе вѣры въ ея ученіе со стороны* трехъ выдающихся сыновъ своихъ по степени [ихъ дарованій, плодотворности ихъ дѣятельности, по принадлежащему имъ общественному уваженію за широту ихъ знаній, крѣпость убѣжденій, искренность любви. Николай Ивановичъ Пироговъ и при жизни училъ единенію вѣры и разума, и по смерти учитъ своими записками этой великой наукѣ жизни, и да будетъ онъ услышанъ и на этомъ пути учительства, какъ онъ былъ внимательно выслушиваемъ въ области медицинскихъ вопросовъ! Вслѣдъ за медицинскимъ авторитетомъ выступаетъ ранѣе почившій бытописатель нравовъ, знатокъ русской души -- незабвенный Ѳедоръ Михайловичъ Достоевскій, съ своими жгучими призывами юности вѣрить въ Бога, любить Церковь и пребывать въ ней, канъ онъ самъ пребылъ въ тѣснѣйшемъ союзѣ съ нею. И вотъ теперь сходитъ въ могилу третій славный сынъ Церкви -- Иванъ Сергѣевичъ Аксаковъ, призывающій насъ, всѣхъ сыновъ Россіи, быть и дѣтьми Св. Церкви. Да будетъ по слову и примѣру сихъ трехъ общественныхъ дѣятелей! Да разсѣются колебанія и сомнѣнія, подозрѣнія и вражда въ отношеніи Церкви со стороны живущихъ, какъ они устранились мудростью и чистотою душъ приснопоминаемыхъ трехъ славныхъ мужей!
   Говорить ли еще о многихъ иныхъ дѣяніяхъ и сторонахъ этихъ дѣяній почившаго Ивана Сергѣевича? Но недостанетъ времени повѣтствующему о всѣхъ славныхъ его дѣяніяхъ! Остановимся на чистотѣ его души въ служеніи ближнему печатнымъ словомъ. Онъ былъ нравственно опасливымъ, чтобы не соблазнить читающаго чѣмъ-нибудь нечистымъ, и оттого въ его изданіяхъ не встрѣчается ничего нескромнаго, порочнаго, льстящаго человѣческимъ страстямъ и суетности. Съ этой стороны онъ, чистый сердцемъ, и оставилъ примѣръ добрый братьямъ, поучающимъ ближнихъ печатнымъ словомъ.
   Кромѣ того, память Ивана Сергѣевича невольно располагаетъ сдѣлать призывъ къ сохраненію братства между пишущими. Почившій братъ былъ всегда мужественнымъ защитникомъ своихъ убѣжденій и съ уваженіемъ относился къ чужимъ убѣжденіямъ, раздѣляя или не раздѣляя ихъ. Онъ изъ могилы какъ бы вѣщаетъ братіямъ своимъ: се что добро, или что красно, но еже жити братіи вкупѣ. Спокойное, безъ нападенія на личности разсмотрѣніе въ печати общественныхъ вопросовъ будетъ новымъ прекраснымъ вѣнкомъ на могилѣ нашего брата. Если уму человѣческому не дано умѣнія постигать истину сразу со всѣхъ сторонъ, то и нужно спокойно изслѣдовать ее, уважая мнѣніе другихъ.
   Но могли бы устроить и памятникъ, достойный имени Ивана Сергѣевича. Почившій, своими воззрѣніями, своею дѣятельностію, нерѣдко вызывалъ оживленный обмѣнъ мнѣній. Еслибы теперь печатныя повременныя изданія посвятили свои страницы на спокойное, безпристрастное изложеніе основныхъ воззрѣній Ивана Сергѣевича и кликнули кличъ по всѣмъ отдаленнымъ уголкамъ Россіи -- признаетъ ли Русскій народъ ученіе покойнаго своимъ роднымъ? И если народъ признаетъ Ивана Сергѣевича вѣрно выражавшимъ завѣтныя народныя чаянія, кликнуть тогда кличъ къ этому народу -- пусть несетъ, кто что можетъ, на памятникъ ему. А памятникомъ почившему народному дѣятелю можетъ быть и храмъ святой, и школа добрая, и вѣковѣчное изданіе, проводящее въ народное сознаніе все доброе, вытекающее изъ трехъ великихъ основъ жизни почившаго Ивана Сергѣевича: любви къ родинѣ, преданности Царю, благоговѣйной жизни въ Церкви.
   Помолимся Отцу щедротъ, чтобы Онъ упокоилъ душу почившаго, нашего дорогого брата Ивана Сергѣевича, въ общеніи съ Праведными, а насъ укрѣпилъ въ вѣрности тѣмъ началамъ жизни, которыя исповѣдывалъ почившій, и да пребудетъ на Русской землѣ памятъ его въ родъ и родъ вѣчною, для молитвъ о немъ и подражанія его жизни. Аминь.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru