Аксаков Иван Сергеевич
Письмо М. Никитского

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   "День" И. С. Аксакова: История славянофильской газеты: Исследования. Материалы. Постатейная роспись
   СПб.: ООО "Издательство "Росток"", 2017. -- Ч. 1. (Славянофильский архив; Кн. 5).
   

ПИСЬМО М. НИКИТСКОГО ОТ ОКТЯБРЯ-ДЕКАБРЯ 1861 г. (?)

Публикация А. П. Дмитриева

   Михаил Никитский -- предположительно, сын или иной родственник священно- или церковнослужителя храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище (в конце письма он первоначально написал этот адрес). В рассматриваемое время ему было, вероятно, не более 20 лет (он пишет о намерении прослушать университетский курс). Вместе с тем, среди выпускников Вифанской духовной семинарии 1868 г. значится его полный тезка -- Михаил Никитский, -- поэтому нельзя исключать, что это одно лицо и вместо университетского образования он получил традиционное для своей среды -- церковное.
   Его письмо характерно для разночинной молодежи, стремившейся в 1860-х гг. участвовать в общественно-литературной жизни, освещая вопросы, прежде не обсуждавшиеся гласно (быт духовенства, неразвитость его духовных интересов, семейный гнет и др.). В "Дне" публикаций Никитского не было.
   

МИХ. НИКИТСКИЙ -- И. С. АКСАКОВУ
Москва, октябрь-декабрь 1861 г. (?)

Милостивый Государь!

   Спешу предложить свои услуги Вашему благоугодному предприятию. Еще ни разу не имевший счастия говорить что-нибудь печатно, я надеюсь, что Вы не отвергнете моих услуг и, если только мои труды будут в Ваших глазах чего-нибудь достойны, Вы не отвергнете их от помещения в Вашем журнале.
   Цель Вашего журнала, его назначение понятны каждому, а потому никто не оскорбится тем, если в нем будут помещаться статьи, касающиеся быта духовенства вообще и сельского духовенства в особенности... До сих пор об нем было говорено еще очень мало; да и сказанное или преувеличено, или не заключает в себе ничего, что бы могло дать читающей публике понятие о том -- на какой степени развития своей нравственной и общественной жизни находится русское духовенство. От души нужно было благодарить хоть и за малое... Но с некоторого времени вопрос о духовенстве замолк и не без боязни думается -- не замолк бы он навсегда... А между тем мы очень мало, -- можно сказать -- почти ничего не знаем о нравственной и общественной жизни -- в особенности сельского духовенства, на которое пора бы пора обратить внимание...
   Наши духовные журналы, имея своею целию наставлять человека в благочестии, между тем совершенно оставляют в стороне быт своих братии. Я не говорю о том -- есть ли у сельских священников (тем более дьяконов и дьячков) время заниматься чтением, -- мне все думается, что они не способны воспринимать всего понимаемого... Стало быть, им нужно еще приготовление, и, по моему мнению, "Странник",1 по крайней мере, в последнем своем отделе с особенным вниманием должен заняться решением хоть этого одного вопроса: есть ли у сельских духовных время на занятие трудами частными -- наприм<ер>: чтением книг, обучением крестьянских мальчиков и т. п....
   Нужно ли говорить, что наше духовенство чуждо нравственных принципов: нужно ли говорить, что и немного хорошего заглушается и невзгодами жизни, и постоянными заботами об своих необходимых интересах, -- нужно ли об этом говорить, когда мы видим в своих священниках священников только потому, что они носят рясы, совершают Богослужение...
   Но о ком особенно нужно позаботиться, так это о духовенстве женского пола... Смело можно сказать, что в них человеческого одна форма -- и только. Всё у них -- особенно высшие потребности жизни -- всё у них как-то дешево: они не желают этого никогда... "На что нам? -- Прясть мы умеем, ругаться тоже; под случай и с мужем посудимся..." И в самом деле, они очень искусно защищаются на очной ставке с мужем пред своим благочинным...2 Вот -- скажете Вы -- про такие законоведения... Да на что ж после этого юридические науки? Горькая истина, -- но истина, и не передавать ее кому-нибудь значило бы быть равнодушным... Она и смешна, но, кажется, иною быть не может... Что видит в малолетстве девочка? -- брань, споры, крик, даже драки -- больше ничего... Ближе примеры -- особенно в доме должно в ладу не уживаются... Промолчит после долгой перепалки с молотьбой сохой и т. п., поплачет-поплачет, да и убежит со двора долой, куда глаза глядят... Какие же после этого могут быть у женщины понятия об матери, о женщине, об жизни, тем более, что ведь дьячковская дочь выходит за дьячка, а дьякон хорошему не научит: он сам знает меньше ей... Не удивительно будет -- если я скажу, что жизнь многих подобных девушек бывает самой жалкой комедией с трагической развязкой. Некоторые из них, не подумав о том, что можно приобретать хлеб честным трудом, не имея состояния выдти замуж -- хоть за последнего бедняка, по смерти отца поступают в такие дома, о которых уста глаголати не могут в письме к Вам... Да и дочери самых священников нуждою впадают в крайности... Услышавши от кого-нибудь слово-два о любви и не понявши вполне ее значения, они для ней бывают готовы жертвовать всем... После они схватываются, -- но бывает поздно, перепалки с мужем и свекровью возрастают со дня на день... Но это я мог сказать в письме к человеку, который принял на себя такой благородный труд, и к человеку в тесном смысле этого слова.
   С благою целью, совершенно не имея в виду никаких собственных интересов, мний3 от пишущих, я смею предложить Вам свои услуги -- доставлять в Ваш журнал сведения о нравственной и общественной жизни духовных -- в драматических сценах, мелких стихотворениях и простых статьях, имеющих целию решение вопросов о жизни духовенства, в которых с особенною точностию будет рассматриваться их современная жизнь.
   Я, кажется, отдал бы всё для пользы этого, близкого моему сердцу, русского класса, но, к несчастию, не могу... Я тоже еще не могу надеяться на помещение своих статей в Вашем журнале, сознавая свое маленькое положение как положение только что готовящегося слушать {Это слово вписано над зачеркнутым: проходить.} университетский курс... Прошу принять с Вашим расположением услуги Вашего покорного слуги

Мих. Никитского.

   P. S. При письме прилагаю стихотворение "Росли на горенке...". О судьбе его покорнейше прошу меня уведомить... Адрес: В Зарядье, у Проломных ворот в доме Варгина {Слова: В Зарядье, у Проломных ворот в доме Варгина -- вписаны над зачеркнутыми: В Ваганьково. Кладбище.}. М. Н-му...
   
   Печатается впервые по автографу: ИРЛИ. Ф. 3. Оп. 4. Ед. хр. 427. Л. 1--4 об. Письмо датируется условно первыми месяцами издания газеты "День".
   
   1 "Странник" -- ежемесячный духовный журнал, выходивший в 1860--1917 гг. в Петербурге; в свое время имел большую популярность в среде духовенства и мирян, поскольку поднимал острые вопросы быта духовенства и при этом редакция предпочитала тяжеловесным богословским исследованиям популярные очерки на религиозные темы.
   2 Благочинный -- протоиерей, возглавлявший церковный округ, включавший несколько приходов; назначался правящим архиереем.
   3 Мний -- меньший, младший, самый малый (црксл.).
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru