Аксаков Иван Сергеевич
Письмо Н. П. Маркова

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   "День" И. С. Аксакова: История славянофильской газеты: Исследования. Материалы. Постатейная роспись
   СПб.: ООО "Издательство "Росток"", 2017. -- Ч. 1. (Славянофильский архив; Кн. 5).
   

ПИСЬМО Н. П. МАРКОВА ОТ 21 ДЕКАБРЯ 1861 г.

Публикация Н. Н. Вихровой

   Николай Петрович Марков (1834--1895) -- протоиерей (1881), духовный писатель. Закончил Киевскую духовную академию (1861). С 1861 по 1882 г. служил в Воронеже: в духовной семинарии, Мариинской женской гимназии, в мужской гимназии, кадетском корпусе. С 1883 г. был ректором Черниговской духовной семинарии. С 1893 г. -- благочинный московских придворных соборов, настоятель Московского Верхне-Спасского собора. Автор ряда педагогических сочинений. В "Дне" статьи подписывал: Н. M--в.
   

Н. П. МАРКОВ -- И. С. АКСАКОВУ
Воронеж, 21 декабря 1861 г.

Многоуважаемый Иван Сергеевич.

   Виноват я перед Вами, что до сих пор не ответил на Ваше внимательное ко мне письмо от 7 декаб<ря>.1 Вам, как редактору, -- постоянная работа, -- у меня-то она есть, хоть и не как постоянная работа, по профессорской должности; особенно последние недели две я постоянно занят был нелепыми экзаменами... Вот и теперь я не могу обстоятельно отвечать на Ваши вопросы, свидетельствующие о Вашем внимании и сочувствии ко мне.
   Вам хотелось обо мне знать: давно ли я в Воронеже? Много ли мне сочувствующих в Воронеже? Где я воспитывался? Каким образом Х<омяко>в и Кир<еевский> имели на меня такое влияние? Чем я занимаюсь, какие имею статьи в виду? Считаю для себя приятным хоть коротко ответить Вам на эти вопросы.
   Воспитывался я в Киевской д<уховной> академии и только что кончил там полный курс в августе 1861 года. По окончании курса назначен профессором многих и важных наук, как-то: церковной истории общей и русской, церковного законоведения и русской гражд<анской> истории в Воронежской семинарии. В Воронеже, таким образом, я очень недавно (а родина моя Курск2), не более всего как месяц. Поэтому не могу даже знать, много ли сочувствующих моим убеждениям в Воронежском обществе. Я только стараюсь познакомить с своими стремлениями и убеждениями -- своих молодых слушателей. (Впрочем, Ваша газета читается в Воронеже нарасхват, так что мне очень трудно было достать ее в Книжной лавке.)
   На меня же самого (в Академии) убеждения и воззрения Хомякова и Киреевского и вообще известного Вам самобытно-русского направления имели непосредственное влияние своей глубиною, истинностью, жизненностью. Мы, как выражались у нас в Академии, "обращены в славянофильство". Имели влияние на целый почти курс, т. е. на мыслящих людей в Академии, так что наш курс звался курсом славянофильского направления. Впрочем, эта история довольно долгая и интересная. Может быть, когда-нибудь изложу полнее Вам свои воспоминания.
   Над чем теперь тружусь, пока еще ничего не могу сказать на это. В Академии занимался русскою историей и литературою. По этим вещам у меня имеются в виду статьи: "Очерк религиозного быта Древней Руси", "О религиозности в русской художественной литературе", "Народная эпопея -- Илья Муромец", "Духовные стихи". Все это я думаю представить на Ваш суд, многоуважаемый Иван Сергеевич. В настоящий раз посылаю Вам два письма и первую статью о Пушкине из "Религиозности в художественной р<усской> литературе", которая служит, пожалуй, продолжением той статьи, которая уже в Ваших руках, хотя она сама по себе может остаться без продолжения.
   Касательно печатанья -- во всем полагаюсь на Вас.

Всею душою уважающий и сочувствующий Вам Николай Марков.

   21 декабря.
   Прекрасной газеты Вашей я сам не выписываю, потому, скажу Вам откровенно, по недавности поступления на службу, не имею еще лишнего руб<ля> денег: а нужно бы иметь ее в своих руках. С нетерпением жду присылки Хомякова.
   
   Печатается впервые по автографу: ИРЛИ. Ф. 3. Оп. 4. Ед. хр. 362. Л. 1--2. На обороте: "Ивану Сергеевичу Аксакову".
   
   1 Письмо не известно.
   2 Н. П. Марков -- уроженец Курской губернии, обучался в Курском духовном училище и Курской духовной семинарии.
   

ПИСЬМО Н. П. МАРКОВА ОТ 11 ОКТЯБРЯ 1862 г.

Публикация Н. Н. Вихровой

   О Н. П. Маркове см. преамбулу к публикации его письма от 21 декабря 1861 г. (наст. изд., с. 208).
   

Н. П. МАРКОВ -- И. С. АКСАКОВУ
Воронеж, 11 октября 1862 г.

Милостивый Государь Иван Сергеевич.

   Имею честь передать от Воронежской семинарии глубокую благодарность Вам за обязательное помещение нашей просьбы в Вашем "Дне"1 и почтеннейшей Анне Михайловне Раевской2 за ее прекрасное пожертвование в пользу ученичес<кой> библиотеки.
   Пользуясь правом выбора книг, так любезно Вами предоставленном мне, покорнейше прошу Вас на пожертвованные деньги купить и выслать на мое имя след<ующие>:
   Сочинения Пушкина, издания Анненкова.3 Сочинения С. Т. Аксакова.4 Стихотворения: А. С. Хомякова5 (и его драму "Дмитрий Самозванец",6 если есть) Баратынского7 и Языкова8 (если еще имеются в продаже). "Русские в 1612 году" К. С. Аксакова.9 "Гроза" Островского.10 "Горе от ума" самого последнего издания11 в двух экземплярах. (Нет ли отдельного издания Ваших стихотворений, напр<имер> "Беглец"12?) Сочинения Шиллера и "Фауст" Гете. "Дон Жуан" и что есть еще переведенного и отдельно изданного из Байрона.
   Лекции по русской истории Костомарова.13 Рассказы по истории раскола -- Максимова.14 И хоть что-нибудь по истории славянских народов -- на русском языке. II-я часть сборника Рыбникова15 (1-я часть и Сборники Кир<еевского>,16 Бессонова17 уже есть у нас) и сборник русских былин Якушкина.18
   Богословские брошюры на фр<анцузском> языке Хомякова19 и сочинения Ар<химандрита> Федора "Об отношении православия к современности", "Три письма к Гоголю" и "О Миротворении".20
   Не знаю, может быть, покупки одних этих книг превышают сумму пожертвованных денег, в таком случае можете не покупать чего-нибудь по своему усмотрению. Также можете не покупать, напр<имер>, Пушкина (он уже есть в нескольких экземплярах), оставить деньги у себя за дальнейшие томы сочинений Хомякова или К. С. Аксакова, если надеетесь скоро издать их. (Первые томы их у нас имеются.) Считаю нужным сказать еще, что от потраченных на покупку книг Вы оставите у себя деньги на будущий год Вашего "Дня".
   Кстати сказать Вам несколько слов об ученической библиотеке. Сочувствуя нашему домашнему делу, Вы, конечно, интересуетесь знать об успехе его. Матерьяльные средства библиотеки на первый раз не бедны. Воронежское белое духовенство, несмотря на свою бедность, сделало значительные пожертвования. Денег набралось от него более полуторы тысячи руб<лей> сер<ебром>. Еще одно из приятных доказательств, что белое духовенство не стоит ребром к просвещению. Но дело все-таки не обходится без официального вмешательства. Наше начальство слишком ревнует о благе подчиненных. Вследствие этого много потрачено денег на выписку духовных журналов чуть ли не "времен очаковских".21 Конечно, люди, подавшие мысль о самостоятельной ученической библиотеке, нехотя подчиняются благодетельным и благочестивым видам начальства и приобретают для библиотеки и "пустячки"; как снисходительно выражается начальство, в роде Шекспира, Гомера, Пушкина и т. д. Но на советах по этому поводу происходят довольно комические диспуты о том, пустой ли бред фантазии -- Илиада, Divina Comedia или русский народный эпос, все ли равно Шиллер или г-жа Жанлис,22 имеет ли литература какое-либо серьезное значение, кроме развлечения? У нас вот еще о чем идут толки! О temporal О mores! {О времена! О нравы! (лат.)} Вы, конечно, догадываетесь, откуда сыр-бор горит. Конечно, корреспонденция не должна иметь гласности. Я слышал, что и Ваш "День" было заволокли темные пары из нашего Глупова от наших глуповцев, -- по народной пословице: гром не из тучи, а из навозной кучи. Говорят, знаменитый представитель западного духовенства, так хорошо очерченного в известной статье,23 Сп...24 <так!> ополчился за свою честь... По правде сказать, этот очерк местного духовенства25 имеет почти всеобщее приложение к духовенству: и читая, некоторым приходилось спрашивать: не аз ли? Знакомая картина!
   Теперь позвольте побеспокоить Вас с моим делом. Итак, мой заряд пропал даром. Очень жалею, что оказался несостоятельным сотрудником "Дня"! Я сам сознаю, что о некоторых вещах я говорю слишком наивно-откровенно и притом недостаточно. К вопросу, так слабо, впрочем, мною решаемому, меня вызвали идеи Хомякова, а обнадеживали в годности для печати моих статей некоторые подобные по предмету статьи в "Русской Беседе", особенно же Ваш отзыв о первой моей статье "о задачах нашего искусства" и обещанье "найти ей место со временем в Вашем журнале". Если же они не могут быть печатаемы почему бы то ни было, то покорнейше прошу возвратить их мне, хоть вместе с присылкою на мое имя книг, запечатав их отдельно. Мне, однако ж, лестно и весьма приятно Ваше личное сочувствие, и, основываясь на этом, я не оставляю, может быть, смелого покушения на сотрудничество в "Дне".26
   Во всяком случае примите уверение в глубочайшем уважении и преданности Вашему делу

Н. Марков.

   Окт<ября> 11 дня 1862 г.
   
   Печатается впервые по автографу: ИРЛИ. Ф. 3. Оп. 4. Ед. хр. 362. Л. 3--4 об.
   
   1 См.: Н. М--в <Марков Н. П.>. Об ученической библиотеке при Воронежской семинарии // День. 1862.1 сент. No 35. С. 20.
   2 Анна Михайловна Раевская (ур. Бороздина; 1819-1883) -- фрейлина императрицы Александры Федоровны, вдова генерала H. H. Раевского-младшего (1801--1843), друга А. С. Пушкина. Владелица имения Красненькое Воронежской губернии, где был похоронен супруг. Увлекалась археологией, этнографией, организовывала экспедиции, занималась благотворительностью.
   3 Имеется в виду семитомное издание: Сочинения Пушкина, изданные П. В. Анненковым в 1855-1857 гг.
   4 Разные сочинения С. Аксакова. М., 1858.
   5 Стихотворения А. С. Хомякова. М.: тип. Бахметева, 1861.
   6 Хомяков А. С. Дмитрий Самозванец: Трагедия в 5-ти д. М., 1833.
   7 Стихотворения Евгения Баратынского. М., 1835. Ч. I--II.
   8 Стихотворения H. M. Языкова: При них прил. его портр., fac-similé, сведения о его жизни и значении и напис. о нем в разных период, и др. изд. СПб., 1858. Ч. I--II.
   9 Аксаков К. С. Освобождение Москвы в 1612 году: Драма в 5 д. М., 1848. (Марков, видимо, перепутал название с книгой M. H. Загоскина "Юрий Милославский, или Русские в 1612 году".)
   10 Островский А. Гроза: Драма в 5 д.. СПб.: Тип. К. Вульфа, 1860.
   11 Грибоедов А. С. Горе от ума: Комедия в 4 д., в стихах: Поли, текст с 25 рис. М. С. Башилова, рез. на дереве Августом Габером, в Дрездене. СПб.: Н. Тиблен, 1862.
   12 Марков имеет в виду неоконченную поэму Аксакова "Бродяга", но она отдельно не публиковалась. Отрывки из нее помещены были в "Московском Сборнике" 1852 г. и в газете "Парус" (1859. No 2).
   13 Костомаров Н. И. Лекции по русской истории. СПб., [1862].
   14 Максимов С. В. Рассказы из истории старообрядства, по раскольничьим рукописям, переданные С. Максимовым. СПб.: Тип. Т-ва "Обществ, польза", 1861.
   15 Песни, собранные П. Н. Рыбниковым. М., 1862. Ч. II: Народные былины, старины и побывальщины.
   16 Песни, собранные П. В. Киреевским. М.: О-во любителей российской словесности, 1860.
   17 Калеки перехожие: Сб. стихов и исслед. П. Бессонова. Ч. 1. М., 1860.
   18 Возможно: Русские народные песни, собранные П. И. Якушкиным. М., 1860.
   19 Три известные полемические брошюры А. С. Хомякова, изданные под псевдонимом "Ignotus" (Неизвестный): 1) Quelques mots par un chrétien orthodoxe sur les communions occidentales à l'occasion d'une brochure de M. Laurentie. Paris, 1853 (Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях по поводу брошюры г. Лоранси); 2) Quelques mots par un chrétien orthodoxe sur les communions occidentales à l'occasion d'un mandement de Msgr. l'Archevêque de Paris. Leipzig, 1855 (Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях по поводу окружного послания Парижского архиепископа); 3) Encore quelques mots par un chrétien orthodoxe sur les communions occidentales à l'occasion de plusieurs publications religieuses, latines et protestantes. Leipzig, 1858 (Еще несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях по поводу некоторых религиозных сочинений, латинских и протестантских).
   20 Феодор <(Бухарев А. М.)>, архим. 1) О православии в отношении к современности, в разных статьях. СПб.: Странник, 1860. 334 с; 2) Три письма к Н. В. Гоголю, писанные в 1848 году. СПб.: Тип. Мор. мин-ва, 1860. 260 с; 3) Изъяснение первой главы Книги бытия о миротворении. СПб.: Тип. И. Шумахера, 1862.150 с.
   21 Выражение из комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума" (д. II, явл. V).
   22 Графиня Стефани-Фелисите Дюкре де Сент-Обен де Жанлис (Genlis; 1746--1830) -- французская писательница, автор сентиментальных романов.
   23 См. ниже, коммент. 25.
   24 Может быть, имеется в виду митрополит Иосиф (в миру Иосиф Иосифович Семашко; 1798--1868) -- архиепископ Литовский и Виленский (с 1840 г.), почетный член Академии наук.
   25 См: К--н <Еленевский К. С.>. Очерк местного городского православного духовенства из одного провинциального города Западной России // День. 1862. 12 мая. No 31. С. 3--7. За неразглашение имени автора этого очерка Аксаков был подвергнут репрессиям: издание газеты приостановлено на 2 месяца, редакторство передано Ю. Ф. Самарину.
   26 В "Дне" насчитывается 5 публикаций H. M. Маркова за подписью: Н. М--в.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru