|
Скачать FB2 |
| |
Д. Айзман
Терновый куст
Пьеса в четырех действиях
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Действие происходит в большом южнорусском городе летом 1905 года.
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Мастерская лудильщика в подвале. К двери, ведущей на улицу, восемь ступенек. Другая дверь ведет в спальню, а третья, налево, во двор. Два оконца ниже уровня земли. Небольшой горн, наковальня, несколько старых самоваров и кастрюль; жестянки, котлы, листы кровельного железа. Невысокий шкафчик с оторванной дверцей служит столом. Скамья, два-три табурета. Леа, среднего роста женщина, высохшая, с большими черными глазами, сидит у шкафчика. Шейва, маленькая старушка с круглым лицом и мелкими, незначительными чертами. Суетливая, визгливая, как-то по-детски недалекая,-- и это сквозит во всех ее словах и жестах.
Входят Манус и Леньчик. Манус -- худой, сутулый юноша, с едва заметными усиками. Леньчик -- шустрый мальчуган, очень любит хмурить брови и принимать серьезный вид, но часто делает это некстати, и оттого выходит смешно. В синей косоворотке.
Уходят.
Шейва взволнована, опечалена, но лицо ее выражает и нетерпение и досаду. Минуту спустя в дверях показываются Самсон и Меер. Самон -- высокий человек, худой, с круглой черной бородой, с длинными, тонкими ногами. Меер -- маленький старичок, сгорбленный, с огромной седой бородой, смешно торчащей на обеих щеках по сторонам. Замученное, совершенно изношенное существо. Ноги искривлены дугой, одна много короче другой. Сильно хромает.
Входит Берл, щекастый малый со страшно густыми, торчащими. кверху огненного цвета волосами; несет на голове ванну, опускает ее на пол и идет к горну, раздувает мехом огонь.
Входит сосед с ребенком на руках. Он в опорках на босу ногу, в жилете, без пиджака. Ворот расстегнут, видна грудь. Длинная голова, орлиный кривой нос, в глазах пламя чахотки. Жиденькая бороденка; усов почти нет. Девочка, лет пяти, босая, грязная, заморенная, идет за ним.
Входит босоногий оборвыш-мальчик. Опираясь на его плечо одной рукой, а другой опираясь на высокую палку, входит слепая.
Берл уходит. Самсон достает с полки самовар.
Самсон с самоваром под мышкой идет на улицу. Минуту сцена пуста. Входят Александр и Дора. Он изящный блондин, в белой тужурке. Она брюнетка, худенькая, с красивыми чертами.
Входят Манус и Леньчик.
Входит Леа.
Входит Самсон.
Молчание.
Молчание.
Молчание.
Молчание. Входит Шейва.
Все, кроме Александра, уходят в спальню.
Входит Нейман
Входит Манус, за ним остальные. Меер тоже здесь. Леньчик несет чемодан.
Слышен рожок приближающейся конки.
Все за ним. У двери столпились, проходя в нее по одному. Дора за рукав придерживает Мануса, они оба остаются позади. Когда все уже вышли, Дора быстро приводит брата на авансцену и говорит вполголоса, но крайне выразительно, с силой.
Занавес
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
Между первым и вторым действием проходит две недели. Бедная комната позади мастерской Самсона. Две двери -- одна в мастерскую, другая во двор. Железная кровать, несколько стульев, комод. Самодельная этажерка с книгами. На стенах фотографические карточки писателей. Леньчик, полуодетый и босой, лежит на сундуке. Берл у стола читает газету.
Молчание.
Входит Александр.
Берл возвращается.
Входит Меер с мешками.
Входит Самсон.
Входит Коган, плотный человек, с брюхом. Белый жилет, панама.
Суета, шум.
Его под руки выводят.
Все выходят во двор. Некоторое время сцена пуста, потом входят Александр и Дора. Слегка темнеет.
Молчат. Входит Шейва.
Шейва полотенце нашла, но не уходит, так как рада порассуждать.
Темнеет.
Голос за окном: "Последние вечерние телеграммы!.. Очень интересные!.."
За сценой шум. В дверях показываются Леа, Самсон, Берл, Дора, Меер. Впереди, еле передвигая ноги, идет Леньчик. Позади слепая, сосед без детей и еще несколько соседей -- все обтрепанные, измученные, истощенные. Девочка на костылях, старый горбун, мальчик лет одиннадцати с лицом идиота, в одной рубахе. Впереди всех человек лет пятидесяти с отрубленными руками.
Голос мальчика на улице: "Последние вечерние телеграммы!.. Очень интересные вечерние телеграммы!.. Очень интересные вечерние телеграммы!.."
Леа подходит к столу. На дворе стемнело, Леа зажигает свечи, все восемь, делает над ними троекратный широкий жест, какой делают, когда плавают, но в обратном направлении извне к центру, подносит ладони к лицу, закрывает концами пальцев глаза и шепчет молитву. Все стоят молча. Кое-кто глубоко вздыхает. Леньчик, полураздетый, в окровавленной рубашке, с открытой грудью, присев, смотрит на мать.
Леньчик неодобрительно машет рукой, как бы говоря: "Ну, понесла уже",-- и ложится.
Молчание. Потихоньку и медленно все расходятся. Около лежащего Леньчика -- Леа и Самсон. Вбегает Нейман. Схватив Александра, не успевшего выйти, за руку, он влечет его в сторону.
Молчание.
Мальчик не отвечает. Леа тихо и медленно отходит. Самсон склонился над спящим мальчиком.
Занавес медленно опускается.
ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ
Прошло два месяца.
Мастерская Самсона. Сумерки. Леа сидит, низко опустив голову, в глубоком раздумье. Здесь же слепая. Долгое молчание... Дверь с улицы медленно приоткрывается, в ней показывается Коган.
Уходит. В дверях сталкивается с входящими Берлом и Нейманом.
Молчание.
Входят Дора и Александр.
Александр сидит мрачный, не двигаясь с места.
Входит Самсон. Он весь седой, походка разбитая, глаза дикие. Одежда в беспорядке. Он приближается к Александру и глухим однотонным голосом бормочет.
Входит Дора, пышно разодетая.
Входит Берл и молча останавливается в дверях.
Занавес
ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ
Обширный двор. Грязный трехэтажный дом в виде буквы П с деревянными галереями. В нем множество маленьких квартир. Прямо -- ворота. Посреди двора старая, большая, разбитая акация, много ветвей засохших. От нее к одному из столбцов галереи через весь двор идет веревка, на которой сушится белье -- рубахи, несколько пар чулок, красная вылинявшая юбка с огромной яркой заплатой. У дерева темная лужа. Здесь же кучи камня и бревна, приготовленные для ремонта дома. Полдень. Жильцы высыпали из квартир. Бродят по галереям, по двору. Всё беднота, исхудалые, больные, многие в лохмотьях и босые. Словно где-то отбирали людей, всех здоровых и цветущих оставили на месте, а сюда прислали брак... Седой горбун, взрослый мальчик-идиот в одной рубахе, девушка на костылях, дети, женщины, старики. Многие держат детей на руках или ведут их за руки -- по двое, по трое. На всех лицах тоска и страх. Люди бродят как тени, останавливаются, шепчут, внезапно замирают, под влиянием страха вскрикивают, садятся, встают опять, опять ходят... Иногда плачут дети, их унимают -- лаской или пинками. Порою доносится отдаленный глухой шум или залп, и тогда все в ужасе ахают, сбиваются в кучу или, напротив, в тупом страхе рассыпаются по сторонам, бегут по галерее. Слепая, стуча палкой, пробирается вдоль куч камня, держась за них рукой. Сосед сидит на бревнах. Он крайне истощен, голос сиплый, глаза огромные. Он задыхается, с усилием глотает воздух через широко раскрытый рот. Такой человек больше двух-трех дней не проживет. Самсон -- рядом с ними. Часто вскидывает на них свои безумные глаза, что-то бормочет или смеется тихим смехом помешанного. Меер сидит на земле и сортирует две кучи костей. Шейва, пробираясь к нему, кричит.
Слышен далекий залп.
Во дворе оживление, возгласы: "У нас на углу?" "Ага!" "Я иду"... "Скорее, скорее"... "Идите все". Несколько человек убегают на улицу за Леньчиком.
Залп за залпом. Крики.
Надвигается рокот, гул. Толпа подростков, в которой гимназистки, студенты, два босоногих мальчика и люди хорошо одетые, врывается в ворота. Впереди Леньчик. Кричат: "Материалы для баррикады... Нужны материалы для баррикады... Вооружайтесь все!.. чем можете. Идите на баррикаду..."
Толпа бежит в сарай и оттуда выкатывает возы и тачку. Тащат их в ворота. Леньчик впереди, распахивает ворота. Кто-то катит огромную бочку.
Из квартиры выходит Берл. Смертельно бледен. На голове повязка.
Слышен нарастающий топот коней. По улице быстро проносятся казаки. Среди толпящихся во дворе людей паника. Слышны вскрикиванья ужаса, плач. Все быстро разбегаются. Остается только Берл, слепая, сосед и Самсон.
Слышен грохот, треск.
Вбегает Нейман, взволнованный, растрепанный, с ним двое рабочих.
Нейман схватывается за нижнюю часть груди и стонет.
Рабочие уходят.
Меер приближается.
Слышны грохот, выстрелы.
Близкий залп, крики, стоны, отдельные выстрелы.
Калитка отворяется. Несколько человек вносят Дору. На плече ее кровь.
Дору несут на середину двора, из квартир начинают высыпать жильцы.
Ее опускают на бревна.
Выстрелы, крики.
Александр уходит и в воротах останавливается.
Соседи все гуще собираются около Доры.
Самсон протискивается через толпу к дочери и тихо смеется.
Леа стремительно бежит с улицы, за нею Леньчик.
Все вокруг молчат.
Топот. Во двор врывается отряд солдат. Впереди молодой офицер. Народ в ужасе разбегается. Человек с отрубленными руками на бегу упал и не поднялся. У тела Доры остаются Самсон, Леа и Леньчик.
Занавес
ПРИМЕЧАНИЯ
Д. АЙЗМАН
Вадим Чуваков
|
https://likolod-poet.ru/ |