АЙБУЛАТ (Айбулат-Розен) Константин Михайлович [ок. 1817, селение Дада-Юрт, на реке Терек, Кавказ* -- 20.4(2.5).1865, Петербург**], поэт. Воспитывался бароном Мих. (Мартыном) Карловичем Розеном (знакомым В. К. Кюхельбекера и адресатом его послания 1821), к-рый, будучи прапорщиком Нижегород. драгун, полка при штурме селения в 1819 Кавказским корпусом ген. А. П. Ермолова, взял к себе "из числа военнопленных" "двухлетнего раненого младенца Озебая Айбулата" (ЦГАОР). По свидетельству А., он был 17 июня 1826 крещен в Варшаве и получил имя восприемника -- вел. кн. Константина Павловича. По выходе Розена в отставку (с 1826) жил в Харьковской губ. в его имении; был близок семейству Щербининых, знакомых А. С. Пушкина. В 1836--39 общался с Н. А. Маркевичем, к-рому адресовал стихотворение. Среди бумаг П. А. Вяземского сохранилась тетрадь стихов А. 30-х гг. с неизд. посланием В. А. Жуковскому ("Послание отцу по музе"), где А. объявляет себя его поэтич. учеником. В февр. 1839 по "высочайшему повелению" определен в канцелярские служители Комиссариатского деп. Воен. министерства (1843 -- коллеж. рег.); с 1844 -- в канцелярии статс-секретаря по принятию прошений (1851 -- коллеж, секр.), с 1855 -- в хоз. управлении при Синоде, где дослужился до должности помощника столоначальника и чина коллеж, ас. Живя в Петербурге, А. был связан с окружением А. А. Краевского и П. А. Плетнёва, печатался в их изданиях. Мотивы стихов А. типичны для формирующейся романтич. лирики 1830-х гг.-- апология поэта-избранника, противопоставленного "свету" и "низкой" повседневности [наиб. удачно стих. "Правда и демоны" ("Совр.", 1841, т. 22), где в иносказат. изображении гения-поэта угадывается Пушкин и звучит резкая инвектива против его врагов: "Всему свой путь, своя чреда:/ Ему -- на лоне славы вечной,/ А вам -- в хаосе тьмы кромечной/ В грязи змеиного гнезда"], идеальная любовь, стремление к "воле" (в абстрактно-аллегорич. понимании), эле-гич. разочарование и т. д. Эти темы и настроения эклектически сочетаются с поэтич. эпикуреизмом 1810--20-х гг. и, с др. стороны, с экспрессивными и часто эротич. "южными" и ориентальными мотивами, в известной мере обусловленными воздействием лирики В. Гюго: "Очаровательнице" (ЛПРИ, 1838, No 8); "Адриатика" (ОЗ, 1839, No 4 -- с восп. А. о посещении Адриатич. побережья), "Одалиска", "Итта" (ОЗ, 1841, No 5, 9). В стих. "Галей-Мирза" ("Совр.", 1838, т. 9), "Вал", "Последний его современник" ("Совр.", 1839, т. 13, 14) А. отдал дань наполеоновской теме. Стихи нач. 40-х гг. отмечены поэтич. зрелостью, стилистически близки лермонтовской манере: "Жизнь и опыт" ("Совр.", 1841, т. 24) -- с лирич. автоиронией и стремлением к переоценке раннего творчества, "Душа на чужбине" ("Совр.", 1842, т. 27) -- попытка лиро-эпич. психол. повествования. Популярностью пользовалось его пессимистич. стих. "Смерть" (ЛПРИ,1838, No 36), перепечатывавшееся вплоть до 90-х гг. и приписывавшееся М. Ю. Лермонтову ("Рус. обозр.", 1896, No 4, 5).
Лит.: Грот и Плетнев (ук.); Щербачев Ю.Н., Приятели Пушкина М. А. Щербинин и П. П. Каверин, М., 1912, с. 13, 22. + Боград. ОЗ(1); Масанов.
Архивы: ЦГАЛИ, ф. 195 (Вяземские), оп. 1, д. 5200; ИРЛИ, ф. 488 (Н. А. Маркевич), д. 48, лл. 40--42, 122; ЦГАОР, ф. 109, 1 эксп., 1838 г., д. 188* [справка Ф. Л. Федорова]; ЦГИА, ф. 1412, оп. 251, д. 410 (ф. с); ф. 796, оп. 146, д. 698, л. 1**; ф. 468, оп. 39, д. 300 [справка Б. М. Витенберга].
В. Э. Вацуро.
Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 1. М., "Советская энциклопедия", 1989