Павлов M.
A. Ахматова. Anno Domini MCMXXI

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


M. Павлов.
A. Ахматова. Anno Domini MCMXXI

   Анна Ахматова. Pro et contra
   Антология. Том 1
   Серия "Русский путь"
   С.-Пб., Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 2001
   
   Самый чистый, самый волнующий из всех голосов современной поэзии -- и может быть самый человеческий -- это голос Анны Ахматовой. "Лица" не надо искать в ее книгах, но зато смотрит на нас прекрасное, опаленное, гордое и горькое женское лицо. Ахматова зорко вглядывается в мир, подмечая его мелочи, но она умеет слышать и шум сталкивающихся стихий. И война, и революция обожгли ее лицо, но нам рассказывается не о самом пожаре, а о том, как языки пламени легли на каждую вещь, на каждый день современности.
   Но вся сила и вся слабость Ахматовой в том, что она замкнута в круг женских переживаний.
   В дни революции брат сказал ей:
   
   . . . . . . . .настали
   Для меня великие дни,
   Теперь ты наши печали
   И радость одна храни.
   Как будто ключи оставил
   Хозяйке усадьбы своей...
   
   Мужчина пошел делать "великое" дело, женщина осталась хранительницей. Этот женский консерватизм живет во всех Ахматовских стихах.
   Женщине оставлена молитва и колыбель ребенка.
   
   Долетают редко вести
   К нашему крыльцу.
   Подарили белый крестик
   Твоему отцу...
   Было горе, будет горе,
   Горе без конца,
   Да хранит святой Егорий
   Твоего отца.
   
   Ахматовой досталась горькая и высокая доля быть русской женщиной XX века.
   Ей пришлось узнать, что
   
   Любит-любит кровушку
   Русская земля...
   
   что наш век
   
   к самой черной прикоснулся язве,
   Но исцелить ее не смог.
   
   И пусть ей кажется порой, что "мир больше не чудесен", из этой голодной окровавленной земли она не хочет уйти. Самая речь об уходе кажется ей "недостойной". С горьким упреком она говорит отступнику:
   
   Так теперь и кощунствуй, и чванься,
   Православную душу губи...
   
   Для Ахматовой характерен эпитет "православную". Она любит устой во всем. Ей жаль отлетающего от русской церкви "сурового духа византийства".
   В поэме: "У самого моря" девушка говорит царевичу:
   
   Боже, мы мудро царствовать будем,
   Строить над морем большие церкви
   И маяки высокие строить.
   Будем беречь мы воду и землю...
   
   За последнее время много говорили об Ахматовой, как о схимнице русской поэзии, и проглядели за крестами и поклонами -- прирожденную бережливую хозяйку земли. Отсюда (хозяйский глаз зорок) и необыкновенное уменье поэта подмечать всякую мелочь, всякую вещь, знать место вещи.
   Но все вещи приобретают настоящую жизнь только тогда, когда приближается "царевич". Женщина у Ахматовой раба любви. Она принимает любовь как что-то изначальное, непреложное:
   
   Из ребра твоего сотворенная,
   Как могу я тебя не любить.
   
   Такая любовь заставляет быть "смиренной", такая любовь не может быть счастливой, т. к. весь мир закрывается лицом любимого.
   Не случайно поэт выбрал эпиграф из Гумилева:
   
   Мир -- лишь тень от лика друга,
   Все иное -- тень его.
   
   Женщины должны особенно нежно и благодарно любить стихи Ахматовой: она сказала за них -- безъязыких -- об их темной пассивной муке.
   Но Ахматова указала женщине и путь освобожденья. Это путь творчества. Невольница делается царицей.
   
   А я иду владеть чудесным садом,
   Где шелест трав и восклицанья муз.
   
   И тогда мир открывается, мир сам начинает говорить прямо с душой, а не через "лик друга":
   
   Черный ветер меня успокоит,
   Веселит золотой листопад.
   
   Обе последние книги Ахматовой не вносят нового в ее сложившийся облик.
   Только все строже и строже делаются черты когда-то "дерзкой, злой и веселой".
   Жаль только, что в нескольких местах замечается у поэта небрежность рифм при строгом строе стиха, например:
   
   А сим распутницам, сим грешницам любезным
   Неведомо объятье рук железных...
   
   Есть это и в "Колыбельной" (огромном -- темной). Обе книги изданы хорошо; особенно приятен формат Аппо Domini MCMXXI.

Комментарии

   Впервые: Книга и революция. 1922. No 3. С. 72.
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru