Афонин Ефим Лаврентьевич
Вступление к "Стеньке Разину"

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


РЖАНОЙ ВЕНОК

СБОРНИК ПАМЯТИ Е. Л. АФОНИНА

"НОВАЯ МОСКВА"
И "СОЮЗ КРЕСТЬЯНСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ"
1924

   

ВСТУПЛЕНИЕ К "СТЕНЬКЕ РАЗИНУ".

   Есть на Волге утес,
   Диким мохом оброс
   От вершины до самого края...
   
   Так начинается одна из наиболее характерных народных песен о Стеньке Разине... Этот утес, но преданию, служил местом, куда Степан ходил думать свою думу о судьбе народной, о неправде людской и откуда он высматривал купеческие суда и нападал на них, отбирая казну и товары. Но не разбойником был Степан. В его душе горел великий огонь возмущения перед той силой капитала, которая исстари неправдой царила над безответным людом, и в минуту святого гнева, он жестоко мстил обидчикам народным. А его мечта о воле была предвестником великих слов Интернационала
   
   Лишь мы работники всемирной
   Великой армии труда,
   Владеть землей имеем право,
   А паразиты никогда.
   
   Его гнев зажигал сердца многих отверженных рабов духом возмущения, и велик был их гнев восставших, а прежде подаренных людей, почувствовавших вольную волюшку. Они откликнулись на зычный голос Степана "Сарынь на кичку!".
   Образовав ватагу, Степан нападал с нею на бояр и купцов приволжских. Бояр и купцов он не щадил, а богатство отобранное отдавал голытьбе, что стекалась к нему из всех углов царства московского. И за эту дерзость московский царь прозвал его грабителем-душегубом, а попы провозгласили ему анафему...
   
   А весь русский народ
   Ему песни поет
   И повсюду его восхваляет,
   
   Степан, донской казак, жил во времена московского царя Алексея Михайловича, который в это время стремился поработить вольное казачество: одних забирал в казачьи полки, а других вербовал для своей "опричины". Но вольнолюбивое казачество не покорялось ему и бежало с Дона на широкую и вольную матушку Волгу, за что и был казнен один из братьев Степана Разина, и с этого часа Степан дал клятву мстить обидчикам за себя и за других. И великая сила воли и сила гнева жила в нем. Степан, молодой и веселый народный гусляр, бросает дом, детей и жену. Все отдает за великое счастье народное. И народ верил ему и помогал ему. Степан с своей вольной ватагой взял Саратов, Астрахань, побывал в Персии и шел на Москву. А московский царь, чуя опасность, послал на него свою рать с воеводами и оценил голову Степана. И нашлись изменники народному делу и предали народного мстителя, предвестника великой народной революции, в руки царского палача.
   Степана давно уже нет, но вольный дух его витал в народе; по городам и всей необъятной России ходили легенды и пелись песни и через них верил народ, что настанет время и воскреснет Степан, обновленный и крикнет клич: "Эй, угнетенные и обиженные, вставайте и берите в руки оружие и гоните с своих мест царей и князей, купцов и помещиков!". И это сбылось. А сейчас перед вами мелькнет образ Великою Степана, что на плахе сложил свою буйную головушку за дело святое, за дело народное.
   Степана нет, но дух его живет в народе.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru