|
Скачать FB2 |
| |
Афиногенов А. Н. Избранное. -- Москва: Советский писатель, 1951.
Машенька
Пьеса в 3-х актах 7-ми сценах.
Действующие лица
Акт первый. Сцена первая
Окаемов хмыкает не оборачиваясь. Мотя отходит, но ее останааливает новый звонок. Она берет трубку.
Робкий звонок у наружной двери.
Маша молча протягивает письмо.
В переднюю входит Мотя.
Звонит телефон.
Пауза.
Маша в передней отворяет дверь. Входит Леонид Кареев. Он высок, не особенно складен, размашист в движениях: без шапки, несмотря на позднюю осень, пальто расстегнуто.
Маша хочет уйти. Но стук в наружную дверь останавливает ее. Она отворяет. Снова тот же Леонид.
Маша протягивает руку, Леонид целует руку Маши.
Маша молчит.
Слышно, как хлопнула входная дверь.
Пауза.
Звонок.
Маша идет отпереть. В переднюю входят Леонид и Нина. Нине тридцать лет, она одета просто и изящно.
Маша идет за ними.
Нина здоровается.
Нина уходит с Машей в столовую.
Из столовой входят Маша и Нина.
Нина, Маша, Леонид проходят в переднюю.
Леонид и Нина уходят. Машенька стоит в раздумье в передней. Окаемов -- в кабинете. Оба с разных сторон подходят к двери, отделяющей кабинет от передней, и оба не решаются ее открыть. Машенька, вздохнув, уходит. Окаемов, махнув рукой, отходит к письменному столу.
Занавес
Сцена вторая
Через несколько дней. Та же обстановка. В кабинете Окаемов полулежит в кресле. Правая нога его забинтована в колене и лежит на подушке, на табурете. Около него книги, он читает. В переднюю входят Маша и Виктор. Виктор изящен, самоуверен, хорошо одет.
Маша садится на сундук.
Виктор быстро обнимает ее и целует.
Из кухни в кабинет, неся чайник, проходит Мотя.
Мотя прошла в кабинет. Там она подает чай, поправляет Окаемову подушку.
Звонок. Маша спешит отпереть. Входит Туманский -- хорошо сложенный мужчина, с проседью у висков, с манерами и жестами уверенного в себе человека.
Звонок. Маша отпирает. Входит Нина.
Входит Мотя.
Нина, Маша и Виктор проходят в столовую. Там начинается урок, слышный в отдельных негромких звуках голосов и рояля.
В кабинете
Мотя входит.
Леонид проходит в кабинет со свертками. Мотя с ним.
В передней
В кабинете
В передней
Входит Мотя.
Маша быстро подходит и поправляет ему ногу. Он недоверчиво следит за ее движениями.
В столовой начинают бить часы.
Она на него. Улыбнулись.
Занавес
Сцена третья
Та же комната через неделю. Окаемов сидит у стола, работая. Больная нога его протянута под столом. Рядом -- трость для ходьбы. Вечер. Горит настольная лампа. Мотя вносит чай.
В передней звонок. Мотя выходит отпереть. Входит Леонид с ящиком.
Музыка.
Замолчали. Звонок. Леонид спешит открыть. Входит Нина.
Они проходят в кабинет.
Леонид вскочил, торопится к двери.
Пауза.
Нина молчит.
Нина уходит.
Входит Мотя.
В переднюю входят Маша, Леонид и Мотя.
В кабинете
Маша молчит.
Маша кивает головой.
Пауза.
Леонид тихонько выходит из передней.
Маша отрицательно качает головой.
Занавес
Акт второй. Сцена четвёртая
Маленькая столовая в квартире Окаемова. Две двери: в его кабинет и в переднюю; дверь в кабинет закрыта. В столовой стоит кушетка, где спит Маша. У одной стены -- рояль. У второй зеркало. Тут же полка с не поместившимися в кабинете книгами. Утро. В столовой у рояля Нина и Маша. Маша тянет гаммы и сбивается.
Звонок в передней.
Входит Туманский.
Молчание.
Звонок в передней.
Нина уходит. Входит Виктор.
Виктор испуганно умолкает.
Виктор один. Потом входит Маша. Пауза.
Пауза.
В передней звонок.
В столовую входят Леля, Галя и Сеня. Леля -- красивая, умная девушка; Галя -- веселая толстушка; Сеня -- чересчур умный мальчик в очках.
Галя засмеялась.
Входит Окаемов. За ним Маша. Окаемов еще хромает и опирается на палку.
Общий вздох восхищения.
Галя прыснула и зажала рот.
Они сгрудились около Окаемова, не сводя с него глаз.
Тишина.
Занавес
Сцена пятая
Та же столовая, убранная к Новому году. Обе двери раскрыты, соединяя квартиру в одно. Стол накрыт и раздвинут. На стене против стола висит большой лист картона с надписью, как в календаре: "31 декабря". На крышке пианино стоит радиоприемник, передает страшно громкий марш. Леонид хлопочет около стола, дирижируя свободной рукой. В кабинете Окаемов что-то быстро пишет, не обращая внимания на марш. Звонок в передней. Леонид кидается туда, вносит в столовую упакованную корзину, ставит ее на стол. Развязывает.
Из-за радио его не слышно. Он подходит к приемнику, выключaет.
Входит Мотя, неся новое блюдо.
Маша быстро уходит.
Окаемов хочет все же приподнять картон, но Леонид возвращается.
Звонок в передней. Леонид выходит. Входят Нина и Маша. В руках у Нины сверток.
Нина закрывает глаза.
Маша молча кивает головой, не решаясь взглянуть на Нину. Нина поднимает ее лицо, смотрит пристально.
Входит Леонид.
Маша быстро убегает в кабинет.
В дверях кабинета тихо появляется Маша. Незамеченная, она Слушает.
В передней громкий звонок. Маша тихо скрывается в кабинете. Нина обнимает и целует Леонида. Быстро проходит в переднюю, где слышен шум голосов, смех. В столовую входит Окаемов.
Голос Нины: "Просим всех в кабинет".
В кабинете тот же шум и смех, что раздавались в передней. Голос Нины: "Маша, куда ты?" Маша входит в столовую.
В двеpях появляется Нина. Он делает ей знак. Нина понимающе вновь удаляется.
Маша отрицательно качает головой.
Тот же жест Маши.
Тот же жест.
Молчание.
Маша молчит.
Видны сидящие в кружке гости: Леля, Галя, Сеня, Виктор и еще девочки и мальчик и из Машиной школы.
Его окружают, требуют, просят.
Галя, схватив его за руку, тащит к роялю.
Из передней появляется удивленная Мотя. Слушает.
Часы ударили первый раз. Волнение.
Леонид разливает вино. По радио слышен бой кремлевских часов. Все затихают. Одновременно начинают бить часы в столовой. Все ждут.
Голоса: Галя, с Новым годом!
Все затихли.
Шум. Крики. Звуки вальса. Маша идет в кабинет и возвращается с Окаемовым. Они танцуют теперь вместе плавный вальс, под звуки которого падает занавес.
Акт третий. Сцена шестая
Обстановка первого акта. Солнечное весеннее утро. Окно в кабинете Окаемова открыто настежь, письменный стол почти пуст. Среди книг тоже наведен порядок. Двери в столовую распахнуты, видно, что в столовой много корзин с цветами. Одна из корзин стоит на окне в кабинете. В столовой Маша пишет, сидя за столом. В кабинете занимается Окаемов.
Радио: "Вчерашний весенний бал учащейся молодежи открылся концертом школьной самодеятельности. Большим успехом пользовались выступления оных танцоров 18-й школы, хора пионеров и ученицы 137-й школы Марии Окаемовой". Маша и Окаемов одновременно подняли головы, слушают.
"Выступление Окаемовой мы записали на пленку. Слушайте!" Секундная пауза, потом слышен шум аплодисментов и голос Маши:
Маша слушает себя с напряженным вниманием. Окаемов со своего места следит за ней. Песня кончилась. Слышен взрыв аплодисментов. Маша ловит на себе взгляд дедушки, подбегает к радио и выключает его.
Звонок. Мотя спешит отпереть. Вбегает Леонид с двумя большими кожаными чемоданами.
Мотя за ним.
Новый звонок.
Входит Вера Михайловна -- мать Маши, хорошо сохранившаяся женщина.
Вера входит в кабинет.
Вера протягивает к ней руки. Маша бросается к ней. Они обнялись.
Вера обернулась
Окаемов молча стоит.
Занавес
Сцена седьмая
Та же обстановка. Такое же утро. На диване аккуратно постланная постель. На столе недопитый крепкий чай и груда окурков в пепельнице. Из столовой в кабинет вошел Окаемов. Он курит. Осмотрелся, ткнул папиросу в пепельницу, взял книгу, другую. Положил опять. Потом вышел в столовую. Видно, как ходит он там, от предмета к предмету, не зная, за что приняться. В кабинет входит Мотя.
Мотя выходит.
Звонок в передней.
Входят Леля, Галя, Сеня и Виктор.
Звонок в передней.
Мотя спешит в переднюю, открывает дверь. Входят Туманский и Вера.
Молчание.
Молчание.
Звонок. Мотя идет отпереть. Входит Леонид.
Мотя, горестно махнув рукой, проходит в кухню. Леонид проходит в кабинет. Молчаливая встреча.
Окаемов молча жмет ей руку. Вера и Туманский выходят.
Окаемов молча жмет руку Леониду и отходит к окну, где стоят цветы. Он садится на стул, где сидела Маша. В переднюю тихо входит Маша.
Занавес
1940
|