|
Скачать FB2 |
| |
Николай Альфредович Адуев (Рабинович).
Табачный капитан.
Комедия на музыке в 4 актах, 5 картинах.
Акт 1.
Сад купца Смурова, поставщика парусины на суда государевы. Сад заполнен слугами. Одни, стоя на лесенках, протягивают меж деревьев проволоку для иллюминации, другие хлопочут у столов, расположенных "покоем" в середине сцены. Убранством столов руководит Люба, дочь Смурова. Она в русском платье, ей 16--17 лет. Любе помогает её мамка Арина. Смуров хозяйственно оглядывает сад и столы.
Около 6 часов вечера. Золотая осень на фоне пейзажа тогдашней Москвы.
Слуга уходит.
Входят слуги Свиньиных. Впереди Иван.
Слуги кланяются.
Слуги с Ариной уходят. Иван остаётся.
Иван печально и отрицательно качает головой.
Иван -- та же игра.
Иван хочет идти.
Люба выходит в европейском платье, нарядном, но скромном и со вкусом.
Иван отрицательно качнёт головой.
Слуги приближаются, смотрят на Ивана и ждут распоряжений.
Часть слуг идёт доливать масло.
Иван смотрит и сейчас же потупляет глаза.
Часть слуг удаляется в глубину с посудой.
Остальные слуги уходят в глубину.
Вступает музыка.
Входит Смуров.
Входит купец Жулёв, поставщик мачт на царский флот. С ним его дочь Гликерия, до утрировки расфранчённая "на иноземный манир" девушка лет двадцати. Она целуется с Любой, присев предварительно Смурову. Движения её почти карикатурны; от нового она взяла лишь доведённую до крайности страсть к иноземным нарядам и повадкам.
Направляются к крыльцу.
Ушли.
Девушки подбегают к упавшей на скамью Гликерии и начинают её обвевать. Одна прыскает в лицо водой. Гликерия, внезапно очнувшись, закатывает ей пощёчину.
Девушка фыркает. Люба полусердито гонит её жестом.
Входят бояре, боярыни, боярышни, молодые люди. Впереди церемониймейстер ассамблей царёвых дьяк Акакий Плющихин -- бывший воспитатель, а ныне советник и собутыльник Петра.
Сенька исчезает.
Все пьют и едят. Впереди четверо бояр мрачно переглядываются.
Вступает музыка.
Чистая перемена. Перед зрителем уголок сада близ калитки.
На авансцене появляется Гликерия. Она едва дышит и очень красна.
Антон -- наглый, расфранчённый, смазливый молодой человек.
Вступает музыка.
Чистая перемена. Снова место пиршества. Пир в разгаре. Бояре о чём-то свирепо спорят.
Все четверо бросаются друг на друга. Общая свалка.
Бояр разнимают.
Музыка начинает, но по знаку Акакия обрывается.
Вступает менуэт.
Идёт менуэт. Его танцуют с непривычки смешно и неуклюже под русские мотивы роговой музыки.
Из первой кулисы по авансцене спиной к зрителю пробирается стройный молодой человек в военной форме. Видно, он ищет кого-то в этой толпе. Всё ещё спиной к зрителю он, помимо воли, попадает в круг, внезапно образовавшийся при новой фигуре танца. Круг этот скрывает его от зрителя, до сих пор не видевшего его лица. Внезапно раздаются женские крики. Круг раздвигается, и молодой человек остаётся в его центре уже лицом к зрителю. Это негр Ганнибал. Черты его лица благородны, манеры сдержанны, выправка превосходная.
Иван подхватывает Гликерию.
Смуров, Акакий, некоторые из гостей направляются к воротам. Иван, по приказанию Антона хлопочет над ещё не пришедшей в себя Гликерией.
Люба вскрикивает и закрывает лицо рукой. Ганнибал выступает вперёд и дрожащим от гнева голосом обращается к Антону.
Антон отступает и меряет Ганнибала взглядом с головы до ног. Круг гостей подступает ближе.
Ганнибал хочет броситься на Антона. Люба мягко его удерживает.
Антон, опешив, грозит кулаком вслед Ганнибалу. Иван, спохватившись, опять наклоняется к Гликерии.
Издали, приближаясь, доносятся звуки песни, которую с закрытым ртом, без слов, напевают весёлые новые гости -- голландские шкиперы и судостроители. Вскоре они входят, чуть покачиваясь, дружной группой, в обнимку.
От группы шкиперов отделяется человек, не узнать которого не может даже хмельной Смуров. Общее волнение и заглушённый шёпот нарастают. Бояре спешно выхватывают из широких рукавов и из-за обшлагов мятые парики и напяливают их на себя, кто как может.
В течение дальнейших реплик Смурову приносят парик, который он надевает задом наперёд.
Пётр топает ногой.
Пётр треплет Смурова по плечу, поправляет ему парик и, обернувшись к шкиперам, делает дирижёрский знак рукой. Песня без слов возобновляется. Новые гости во главе с Петром садятся за столы. За ними садятся и все остальные.
Пётр поворачивается к шкиперам. Те, отрицательно качая головами, бормочут. Пётр поворачивается к Акакию и также отрицательно бормочет.
Пётр переглянулся со шкиперами, которые что-то одобрительно буркнули и кивнули головами.
Шкиперы и судостроители также поднимаются и кланяются Акакию.
После выдержанной паузы -- хохот. Шкиперы танцуют матросский джиг.
Объятья.
Жулёв тоже протискивается вперёд.
Жулёв быстро ныряет в толпу.
Ганнибал хочет вмешаться. Но в это мгновенье Иван, твёрдым шагом подойдя к Петру сзади, почтительно, но крепко обхватывает царя за плечи, сковав его движения.
Иван продолжает держать.
Иван отпускает Петра. Гости застыли. Пётр и Иван молча стоят друг против друга.
Антон делает Ивану знак не выводить царя из заблуждения и о том же умоляет жестами Смурова.
Иван что-то тихо шепчет Сеньке, тот исчезает.
Ганнибал многозначительно кашляет.
Антон отходит к Гликерии.
Люба отходит.
На этих словах в старом русском платье плавно входит боярыня Ненила Варфоломеевна. Она степенна, горда, статна -- олицетворение старой, боярской, допетровской Руси.
Ганнибал обнял Антона.
Акакий озадаченно чешет затылок.
Иван слушает с возрастающим недоумением и волнением.
Люба утвердительно кивает головой.
Люба в радостном волнении отходит. Пётр возвращается к столу.
Иван, никем не примеченный, шатается.
Пение переключается на мелодраму. По знаку царя Иван подносит вино, рука его дрожит, кубок со звоном падает.
Иван, как безумный, бежит к выходу. На авансцене его встречает счастливая Люба.
Люба, как подкошенная, опускается наземь. Смуров растерян и испуган. С него сразу слетает хмель.
Пауза. Тишина, и вдруг в неё под бурную музыку врываются раскаты смеха пирующих и хор захмелевших голосов.
Занавес.
Акт 2.
Перед поднятием занавеса -- музыкальная интродукция, предполагающая весёлую, предпраздничную суету на сцене. Идёт занавес. Сцена представляет собой двухсветную залу-столовую в гостинице "Лев и Кастрюля", которую содержит мадам Ниниш, разбитная и пышная трактирщица, лет 38--40. Внизу столовая со стойкой, тяжёлыми столами, на задней стене "герб" заведения: лев с кастрюлей. На высоте двух человеческих ростов зала окаймлена узенькой галереей, на которую выходят двери отдельных комнат второго этажа. Лестницы с двух сторон галереи ведут на авансцену. Под музыку интродукции поварята проносят перед мадам Ниниш блюда со снедью, которые она из-за высокой стойки окидывает критическим оком. Внезапно в музыку вплетаются элементы бурного спора, и из кухни стремительно выбегает разъярённый шеф-повар месье Мутон -- жирный смуглый человек с серьгой в ухе. Он тащит за шиворот своего младшего помощника, изящного, белокурого Кеке. Тот упирается.
Ниниш и повара танцуют. Конец музыки.
Начинают накрывать столы.
Кеке уходит.
Ниниш, начинает встревоженно принюхиваться. Мутон, следя за ней, невольно делает то же.
Входит Акакий. Он в модном французском платье, помолодел и подтянулся.
Вступает музыка.
Поцелуй.
Конец музыки.
Мутон визжит от боли.
Мутон, грозя Кеке кулаком, уходит на улицу. Ниниш и счастливый Кеке направляются на кухню.
Пауза. Входит Иван. На нём хорошее французское платье и парик. Под мышкой у него папка с чертежами и принадлежностями для черчения. Всё это он бережно кладёт на стол и поднимается по лестнице. Стучит в дверь комнаты, занимаемой Антоном.
Из двери прямо на Ивана летит башмак.
Летит второй башмак.
Взяв башмаки, Иван медленно спускается вниз и садится на ступеньки лестницы.
Вступает музыка.
По лестнице, лениво потягиваясь и зевая, спускается Антон в халате и останавливается возле Ивана.
Иван молчит.
Весёлой гурьбой входят молодые дворяне. Впереди красивый, приветливый Корсаков, за ним Стрешнев, Лугин и другие.
Входит Ганнибал. Он в форме капитана артиллерии. Большинство молодёжи приветствует его жестами и радостным шумом.
Антон, жестикулируя, торгуется с Корсаковым.
Иван отрицательно качает головой.
Вступает музыка.
Все поют и бросают о пол бокалы. С оживлением садятся, наливают друг другу. Стрешнев, Акакий, Корсаков шепчутся.
Иван подбегает.
Под весёлый шум, смех и подзадоривающие шутки начинает пить, но вдруг с изумлением отрывается от жбана. От крепкого рома у него захватило дыхание. Он хочет перевести дух, но Акакий подталкивает жбанчик к губам Антона.
Антон пьёт. Жбанчик со звоном падает из его рук. Антон идёт, шатаясь, на авансцену и задыхающимся голосом произносит.
Иван подбегает к хозяину.
Общий смех.
Иван, подхватив хозяина подмышки, волочит его по лесенке и скрывается с ним в его комнате. Затем Иван спускается и, усевшись в углу на авансцене, что-то тихо твердит, держа на коленях карту и циркуль. В этом положении он остаётся все последующие сцены до своей реплики.
Начинается пляска. Акакий первым пускается в пляс, увлекая за собой молодых дворян.
В разгар танца раздаётся сильный стук в дверь. Все на мгновенье застывают в напряжённом ожидании.
Стук повторяется. Он ещё настойчивее и сильнее.
Дверь сотрясается от страшных ударов.
Все выхватывают шпаги.
Ганнибал отодвигает засов. Дверь с треском распахивается. В ней стоят две молодые, красивые, богато одетые женщины. Впереди маркиза Жермена де Курси, за ней графиня Диана де Тюржи -- возлюбленная Ганнибала. Дворяне медленно отступают.
Входит коротенький, толстенький, грозно-усатый кучер Батист с огромным хлыстом.
Батист громко хохочет. Дворяне с ропотом вкладывают шпаги в ножны.
Этот крик вызван тем, что дворяне по команде Корсакова припали на одно колено перед дамами.
Пока идёт молчаливая церемония представления, Ганнибал и Диана отходят на авансцену.
Дам увлекают к столу, усаживают.
Общий хохот.
Вступает музыка мелодрамы.
Иван стоит, остолбенев от волненья и неожиданности. Акакий хочет вмешаться.
Предложение Корсакова шёпотом передаётся из уст в уста и с удовольствием принимается молодыми дворянами.
В темпе вальса.
Конец музыки.
Жермена и Иван долго смотрят друг на друга. Первой отводит глаза и опускает голову Жермена.
Все участники этой сцены с восхищением следили за её развитием, а молодёжь не раз бурно выражала свой восторг при ответах Ивана.
Поварята вносят раковый суп и разливают.
Все со смехом хватают ложки.
Все встают.
Все подносят ко рту первую ложку супа и, проглотив его, с ужасом смотрят друг на друга.
Все тяжело дышат, переглядываются.
Поварята кладут на тарелки кабанину. Все пробуют и с криком вскакивают.
Кеке вбегает.
Весёлое оживление. Все хватают плащи, приводят себя в порядок. Маркиза, графиня, Иван и Ганнибал идут к выходу. За ними следуют остальные.
Занавес.
Акт 3.
Терраса в парке загородного дворца маркизы де Курси. На заднем плане террасы -- ярко освещённые окна роскошной залы. Там маркиза принимает своих гостей. Терраса окаймлена балюстрадой. Ступеньки террасы ведут в парк. Справа -- павильон-беседка. Лунная ночь. На террасе на ступеньках графиня Диана де Тюржи и Ганнибал. Из дворца тихо доносится музыка.
Объятья.
Вдали слышен голос Жермены.
Ганнибал, ловко перепрыгнув через балюстраду, скрывается во дворце.
С террасы по ступеням спускается Иван. Он видит Жермену, томно полулежащую на скамье у беседки. Она лёгким жестом подзывает его.
Вступает музыка.
Через мгновенье Иван вырывается из её объятий.
Медленно уходят, обнявшись, в глубину беседки.
Конец музыки. Пауза.
Со стороны парка появляются пышно разодетый мажордом и Антон.
Из беседки появляются Иван и Жермена.
Прячутся за кустом. Входят Диана и Ганнибал.
Диана поникает головой.
Поцелуй. Ганнибал и Диана тихо поднимаются по террасе и скрываются во дворце.
Слышен шум. Из дворца выбегают захлёбывающийся от гнева Антон и Корсаков, пытающийся удержать его. Вслед за ними весёлой гурьбой на террасе появляются и все остальные.
Сбегаются слуги.
Иван молча склоняет голову.
Слуги схватывают Ивана.
Окружающие дружным ропотом требуют выслушать Ивана.
Вступает музыка.
Конец музыки.
Вступает музыка.
Слуги отходят.
За ней следуют все остальные. Уже на верхней ступеньке террасы она оборачивается и заканчивает мелодию.
Слуги любезно приглашают Ивана.
Все скрываются в доме. Потрясённый Иван остаётся один. Вступает музыка -- реминисценция дуэта.
Занавес.
Акт 4.
Картина 1.
Горница в петербургском доме Смурова, За широким низким окном виден строящийся город. На столе -- богатое угощение. Смуров и Ненила сидят, внешне спокойные, чинные, но в напряжённом ожидании. На авансцене за пяльцами Люба. Она с трудом сдерживает волнение, пытаясь делать равномерные стежки, но по ходу действия то замедляет, то убыстряет движения. Вбегает молодой приказчик. Он делает отчаянный, лихой жест рукой, будто собирается сообщить очень важную новость, но, размахнувшись, переводит жест в отрицательный.
Люба вздрагивает.
Ненила чихает.
Вбегает приказчик с таким же отчаянным жестом.
Приказчик исчезает.
Ненила вышла.
Люба молчит.
Вступает музыка.
Бурный музыкальный переход.
Голос вдруг оборвался и замер; склонилась над пяльцами. В сенях шум, говор, голоса: "Едут!" "Едут!" Люба взволнованно встала, В горницу поспешно входит Ненила, за ней Смуров.
Приказчик исчезает.
Входит до невозможности расфранчённый Антон. За ним Иван в приличном платье. В сенях толпятся приказчики, челядь, девушки и прочий люд. Антон оглядывается, видит мать, поправляет парик, охорашивается и, выйдя на середину горницы, производит сложнейшую процедуру придворного поклона с касанием пола перьями шляпы, реверансами и притоптыванием. Ненила, широко раскрыв глаза, с удивлением глядит на это зрелище.
В течение всего диалога Иван на переднем плане взволнованно слушает.
Смуров озадаченно чешет затылок.
Смуров, Антон и Ненила уходят.
Вступает бурная музыка.
Музыка -- реминисценция любовного лейтмотива первого акта.
Занавес.
Картина 2.
Гавань в Санкт-Петербурге на Неве. На заднике -- Петропавловская крепость того времени. На втором плане -- река с судами. На переднем плане -- тюки, ящики, канаты. При поднятии занавеса музыкальная пантомима: несут мешки, ставят сходни к прибывшему под французским флагом судну, сходят моряки, купцы, катят бочки (движение вверх и вниз по сходням). Порт дышит свежим ветром утра и эпохи.
Входят комендант порта -- старый моряк и Ганнибал.
Отдают друг другу честь и расходятся.
Подходит комендант.
Голоса за сценой: "Сми-рно!", "Смирено!" Комендант повторяет команду. Жизнь в гавани замирает.
Входит Пётр со щипцами в руках, за ним бояре, боярыни, голландские шкиперы (те же, что в первом акте), вельможи, Ненила, сопровождаемая Иваном, боярин Соковнин -- второй боярин из первого акта; он держится рукой за щёку.
Гавань опять оживает.
Соковнин в ужасе отшатывается.
Гости уходят за ним. Слышна команда: "Смир-но!", затем крики: "Ура!" Справа входят Жулёв и невероятно расфранчённая Гликерия. Она движется с трудом. Жулёв тянет её за собой.
За сценой радостные крики: "Ура!" Трещат барабаны, слышна роговая музыка.
Выходит Пётр, обнимая одной рукой Корсакова, другой Акакия. Рядом семенит Антон. За ними остальная молодёжь, гости.
Ганнибал, поколебавшись, уходит.
Корсаков радостно убегает.
Общий смех.
Антон убегает. За сценой слышен крик: "Вельбот!" Иван в сильном волнении то и дело оглядывается на реку. Акакий, увидев, что Антон отправился на фрегат один, в ужасе хватается за голову и, держась рукой за щёку, причитает.
Акакий пытается объяснить.
Вступает тревожная музыка.
Общее волнение. Оно охватывает и шкиперов. Все глядят на Неву. В толпе приглашённых шум, возгласы. Многие вынимают подзорные трубы.
Во время этой реплики Иван быстро оглянулся и, убедившись, что на него никто не обращает внимания, сбрасывает верхнее платье и башмаки и с разбега, никем не замеченный прыгает через парапет в воду.
Общий крик.
Взволнованные крики и шум толпы.
Новый взрыв криков.
Общий крик.
Общий радостный крик.
Конец музыки.
Входят Смуров и Люба. В отличие от пары Жулёв -- Гликерия, Люба тянет Смурова, тот упирается.
Входят Ганнибал и Корсаков.
К пристани приближается фрегат на полуспущенных парусах. С фрегата слышен голос матроса: "Лови причал"!
Матросы ставят сходни. Антон торжественно сходит по ним на берег и величественным жестом указывает на корабль.
Напряжённая тишина.
Иван делает движение к своему платью.
Десятки рук помогают Ивану надеть капитанский мундир.
Акакий через всю сцену спокойно идёт к Антону, снимает с него шляпу и, возвратясь к Ивану, надевает ему на голову.
В толпе бояр приглушённый смех.
Бояре глухо ропщут.
Иван и Люба в отчаянье.
Ганнибал, взяв походные принадлежности, пишет, устроившись на бочке.
Бояре глухо ропщут.
Ропот бояр сразу стихает.
Вступает музыка.
Музыкальная сцена взвешивания на стоящих на пристани весах. Грузчики кладут к ногам Ненилы два мешка.
Ненила закрывает лицо руками.
Гликерия внезапно появляется перед царём и делает сложный реверанс. Пётр, поражённый, наблюдает за этим зрелищем, еле сдерживая смех.
Гликерия и Антон начинают делать сначала Петру, а потом друг другу радостные реверансы чрезвычайно напыщенные и глупые, и под ручку покидают сцену. В последнее мгновение Антон оглядывается на Ивана и жалобно вопит.
Уходят.
Общий смех.
Общее изумление.
Корсаков подходит.
Фрегат медленно отчаливает. Раздаётся первый салют. Пётр с гордо поднятой головой стоит в центре возвышения, чуть ниже -- Иван. Взвиваются все вымпелы гавани в порту и на судах.
Гром салютов.
Занавес.
Гости повторяют припев.
Капитаны с гостями повторяют припев.
|