Адарюков Владимир Яковлевич
Иллюстрированный Некрасов

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


ЗВЕНЬЯ

СБОРНИКИ МАТЕРИАЛОВ И ДОКУМЕНТОВ
ПО ИСТОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ,
ИСКУССТВА И ОБЩЕСТВЕННОЙ
МЫСЛИ XIX ВЕКА

ПОД РЕДАКЦИЕЙ
ВЛАД. БОНЧ-БРУЕВИЧА

V

"ACADЕMIА"
МОСКВА-ЛЕНИНГРАД
1935

   

В. Я. Адарюков

Иллюстрированный Некрасов1

   1 Часть литературного наследства недавно скончавшегося В. Я. Адарюкова поступила в распоряжение редакции сборников "Звенья". Почти все материалы архива Адарюкова, и в том числе рукопись второго и третьего томов известного его "Словаря русских литографированных портретов", приобретены "Центральным музеем художественной литературы, критики и публицистики" (в Москве), где они значатся по книге поступлений под No 878.
   Ненапечатанные до сих пор его исследования мы будем время от времени помещать в нашем издании. Его ученики и сотоварищи по работе пожелали принять деятельное участие в доработке некоторых неоконченных его произведений и тем самым помочь увековечить память неутомимого собирателя и исследователя.
   Публикуя эту работу В. Я. Адарюкова, редакция здесь помещает также и дополнение к ней М. Холодовской. Ред.
   
   Иллюстрации литературных произведений основываются на том простом соображении, что никакое описание не может сравняться с иной виньеткой, показывающей вам сразу предмет описания во всех его контурах и пропорциях. Из знаменитых писателей единственный Гейне некогда протестовал против этого соображения. В предисловии к иллюстрированному "Дон-Кихоту" Сервантеса он писал: "В Англии и главным образом во Франции такие иллюстрации составляют интерес дня и встречаются чуть не с восторгом; но немецкая добросовестность и основательность, наверное, поставит вопрос: обуславливаются ли подобные иллюстрации интересами искусства? Я думаю, что нет. Они показывают только, что находчивая и легко создающая рука художника понимает и передает образы поэта. Они, правда, при чтении, в случае усталости, являются приятным развлечением: но они же служат лишним свидетельством того, как искусство, низведенное с пьедестала своей самостоятельности, принижается до прислужничества роскоши. И потом здесь для художника представляются не только случай и соблазны, но даже обязанность касаться своего сюжета лишь поверхностно, не исчерпать его вполне. Гравюры на дереве в старых книгах служили иным целям и не могут сравниться с этими иллюстрациями".
   Это опасение за самостоятельность искусства, тысячи раз опровергнутое работами европейских рисовальщиков и иллюстраторов, волей-неволей однакож возникает каждый раз, когда видишь в рисунках не желание передать пластически поэтический образ, созданный творческой фантазией поэта или писателя, а простое копирование сцен, встречающихся в литературном произведении. От таких копирований веет сухостью и безжизненностью и таким копированием отличаются многие иллюстрации к произведениям Некрасова.

0x01 graphic

   Нельзя согласиться с мнением одного из современных наших исследований о том, что авторы литературных произведений более предпочитают видеть свои произведения украшенными, чем иллюстрированными; из сохранившейся переписки многих писателей и поэтов видно как раз обратное, но печальны в этом отношении, как и во многих других, судьбы русских поэтов и писателей: мы не можем назвать почти ни одного нашего выдающегося деятеля на литературном поприще, которому удалось бы видеть хорошо изданные, в особенности иллюстрированными, свои произведения. Существуют, конечно, иллюстрированные отдельные произведения поэтов, изданные при их жизни, но полных собраний всех произведений, иллюстрированных не только при жизни, но даже после смерти, дождался пока один Пушкин, да и то весьма неудачных. Происходит это прежде всего оттого, что дело книжной иллюстрации далеко не легкое и доступное далеко не всем художникам, и мы часто видим, как мало бывают связаны иллюстрации с текстом, и нередко иллюстрации подавляют текст, являясь почти совсем от него не зависимыми. С другой стороны, неудачные иллюстрации произведений наших поэтов и писателей происходят оттого, что огромное большинство наших художников слишком легко смотрели на свою задачу, очевидно, не сознавая, что иллюстрация литературного произведения требует глубокого изучения автора, полного проникновения его духом и, само собой разумеется, детального изучения быта той эпохи, к которой относится произведение. Благодаря отсутствию этого изучения, мы видим во многих иллюстрациях анахронизмы и ошибки в деталях; с другой стороны, отсутствие художественного вкуса, творческой фантазии, красивой компановки делает большинство рисунков чрезвычайно скучными и банальными. Чтобы не быть в этом отношении голословным, я позволю себе привести пример неудачной иллюстрации, ярко свидетельствующей о небрежном отношении к тексту произведения даже такого поэта, как Пушкин, в собрании сочинений которого (изд. Брокгауз и Ефрона, т. IV, ч. 1, стр. 158) воспроизведен рисунок Ральфа Штейна к "Станционному смотрителю" -- "Дуня на могиле отца", относящийся к следующему месту текста: "Мы пришли на кладбище,-- голое место, ничем не огражденное, усеянное деревянными крестами, не осененными ни единым деревом. От роду не видел я такого печального кладбища". Что же изобразил художник? На задней стороне кладбища видна высокая каменная стена, сзади которой видна церковь и колокольня, с правой стороны -- высокая решетка, с левой -- большое дерево. Сравнивая этот рисунок с текстом, можно подумать, что художник, притом довольно популярный для своего времени, не взял на себя труда даже внимательно перечитать текст того произведения, которое он иллюстрировал. Таких примеров можно, конечно, привести много. Несомненно, что поэтическое произведение дает каждому не более того, что он сам в состоянии почерпнуть в нем. Для того чтобы читать поэтов и их иллюстрировать, нужно не просто знать грамоте и уметь рисовать, а нужно воспитать в себе чувство понимания прекрасного, подробно изучить поэта и эпоху и глубоко проникнуться ею. Приходится притти к заключению, что у большинства наших художников-иллюстраторов эти данные отсутствовали.

0x01 graphic

   С точки зрения технической, воспроизведения рисунка, прекрасна лишь та книга, которая является результатом одновременного печатания текста и рисунков; в такой книге тональность, напряженность черного цвета шрифта -- на одной высоте с тональностью рисунков и украшений. В этом ясность и простота типографской конструкции. Книжная страница в сущности не должна знать других способов печатания, кроме рельефных, как рельеф шрифта. Рисунки и украшения должны выполняться гравюрой на дереве или хорошей штриховой цинкографией. Они оттискиваются одновременно с текстом на одной и той же бумаге и являются сродными с ним напряженностью тона. К сожалению, в прошлом мы имеем очень мало иллюстрированных произведений наших поэтов и писателей, выполненных гравюрой на дереве. С другой стороны, хорошая текстуальная иллюстрация весьма много дает читателю для понимания литературного замысла, она помогает собственному воображению читателя, нередко бессильному воспроизвести во всех деталях ту картину, которая рисовалась автору-литератору в то время, когда он писал свое произведение.
   В числе наших многочисленных поэтов, полные собрания произведений которых до сих пор не иллюстрированы, находится и Некрасов. Выросший под стоны волжских бурлаков, насмотревшийся в детстве картин народной страды, Некрасов явился полным хозяином в области изображения крестьянского царства. Со смелостью главы школы Некрасов ввел в свои произведения все явления и атрибуты неподкрашенной русской деревни. Этот ничем не стесненный яркий реализм в стихах вызвал даже у некоторых критиков ужас и негодование по поводу тех "неприличностей", какими усеяна поэма "Кому на Руси жить хорошо".
   Поэмы Некрасова дают богатейший и выигрышный материал для иллюстрирования великорусского быта, и материал этот далеко не использован нашими художниками-иллюстраторами полностью, при чем обращает на себя внимание, что почти все художники иллюстрируют одни и те же стихотворения и поэмы Некрасова, как: "Генерал Топтыгин", "Огородник", "Дядя Мазай", "Дядюшка Яков", "Тройка", "Влас", "Мороз--Красный нос", "Похороны", "На Волге", являющиеся излюбленными; повторяя иллюстрации к этим стихотворениям, художники совсем не иллюстрируют другие произведения поэта.
   Объясняется это, надо полагать, тем, что иллюстрации к этим стихотворениям легче рисовать, чем к другим.
   Как известно, первые стихотворения Некрасова, по совету Жуковского, появились без его имени с одной монограммой "Н. Н." в 1840 году под заглавием "Мечты и звуки". ПреД" сказания Жуковского сбылись: Некрасов впоследствии скупал сам экземпляры этого издания и их старательно уничтожал, и в настоящее время издание это является библиографической редкостью. Слава Некрасова началась с 1846 года с появлением стихотворений "В дороге", "Родина", отмеченных Белинским. С этого года ярче обозначились его симпатии к народу, радение об участи обездоленных и его возмущение против всякого насилия и деспотизма.

0x01 graphic

   В 1843 году появился сборник "Статейки в стихах", где было помещено стихотворение "Говорун", обложка к тому I была иллюстрирована.
   Первый сборник стихотворений Некрасова с его именем был издан в 1856 году в Москве М. Солдатенковым и Щепкиным. Сборник этот очень быстро разошелся и сделался библиографической редкостью, цена на которую в свое время доходила до сорока рублей. Полные собрания сочинений Некрасова до 1917 года выдержали тринадцать изданий, из которых только первое появилось в Москве, все остальные -- в С.-Петербурге. В 1917 году один сборник стихотворений Некрасова вышел во Пскове. Стихотворения Некрасова на русском языке неоднократно печатались за границей; так в 1859 году были напечатаны в Лейпциге, а в 1862 и в 1874 годах -- в Берлине. Отдельно в Лейпциге была напечатана полностью поэма "Кому на Руси жить хорошо". Все эти издания выходили без иллюстраций, полные собрания сочинений выходили большею частью в двух томах, в 1864 и 1873 годах в трех и в 1869 году в. четырех томах. При полных собраниях прикладывался портрет, по большей части гравированный на стали в Лейпциге у Брокгауза, с фотографии, несмотря на то, что в 1878 году появился превосходный, гравированный Пожалостиным портрет Некрасова с оригинала Крамского. Портрет этот был приложен к "Отечественным запискам" и отпечатан в восьми тысячах экземпляров. Другой отпечаток того же портрета, оттиснутый в количестве семи тысяч экземпляров, появился в "Русской старине". Крамским лично был исполнен литографированный портрет Некрасова, приложенный к журналу "Свет" 1878 года.
   В таком большом количестве экземпляров, свидетельствующем об огромной популярности Некрасова, не появлялся у нас ни один портрет русского писателя или поэта.
   В 1841 году появилось первое иллюстрированное произведение Некрасова "Баба-Яга костяная нога", русская народная сказка в восьми главах. Сказка эта была написана Некрасовым для книгопродавца В. П. Полякова. Издание это имело иллюстрированную обложку и рисунки, исполненные художником Фурманом, воспроизведенные в Некрасовском альбоме 1921 года. Издание это отсутствует во всех крупнейших библиотеках Москвы и составляет библиографическую редкость, не описанную ни в одном из наших библиографических трудов. Кстати сказать, ни у. Верещагина, ни у Обольянинова нет указателя к иллюстрациям произведений русских и иностранных беллетристов, благодаря чему наведение справок по этим трудам чрезвычайно трудно. Такой указатель имеется только в "Материалах по библиографии русских иллюстрированных изданий" Кружка любителей русских изящных изданий, где, однако, описана всего одна тысяча иллюстрированных изданий. Все иллюстрированные издания произведений Некрасова можно разделить на три группы: 1) прижизненные, т. е. вышедшие до 1878 года, 2) издания, появившиеся в период с 1878 по 1917 год, и 3) издания революционного периода -- с 1918 по 1926 год.

0x01 graphic

   Вторым по времени иллюстрированным изданием Некрасова является двухтомное, изданное под его же редакцией в 1845 году, "Физиология Петербурга". В томе I этого сборника помещена проза Некрасова "Петербургские углы" с семью рисунками Рудольфа Жуковского, гравированными на дереве разными граверами: на одной из гравюр стоит монограмма К. W. (259), на другой -- фамилия гравера полностью "Бируст" (282), на третьей -- Е. Ковр. (285), т. е. Ковригин, остальные без подписи. Рисунки выполнены правдиво и бесхитростно и являются показательными и ясными комментариями к тексту, за исключением одного (268), довольно слабо изображающего охотничью сцену. Изображение охотничьих картин и иллюстраций -- вещь не легкая: на них есть всегда пейзаж, людские фигуры и фигуры зверей, птиц, собак и лошадей. Группы должны быть всегда исполнены движения и экспрессии, кроме этого этнографичность охотничьих типов и костюмов, а главное охотничья техника должны быть воспроизведены точно и живо, что, конечно, для художника составляет не легкую задачу, так как ему приходится быть и пейзажистом и жанристом и уметь верно изобразить зверей, собак и лошадей, а для того, чтобы знать толк в породах охотничьих собак и лошадей, уметь различать тонкости в охотничьих правилах и обычаях, необходимо быть охотником. Пальма первенства среди наших художников принадлежит в этом отношении охотнику-художнику Петру Соколову, акварели и картины которого с охотничьими сюжетами являются непревзойденными и справедливо пользовались большим успехом не только у нас, но и в Англии. На картинке Рудольфа Жуковского лошадь, на которой сидит охотник,-- совершенно деревянная, собаки вместо борзых -- левретки, т. е. совсем не охотничьи; но в общем рисунки гравированы чисто и отчетливо и размещены в тексте в соответствующих местах. Во II томе этого сборника помещена поэма Некрасова "Чиновник" с тремя рисунками Агина, превосходно гравированными Бернардским. Талантливый Агин в этих рисунках оказался не на высоте: все три рисунка довольно скучны, совсем не выразительны, на них изображены одинокие фигуры, из которых две должны, повидимому, изображать одно и то же лицо, героя поэмы -- чиновника, что даже не совсем удалось художнику.

0x01 graphic

   В 1863 году появилось чрезвычайно редкое в настоящее время издание, не описанное ни в. одном из наших библиографических трудов, "Шутки художника" -- альбом в лист с литографиями Иевлева. Вышло всего три номера, в которых помещены рисунки, исполненные очень бойко и уверенно, к стихотворениям: "Убогая и нарядная", "Огородник" и "Тройка".
   Тем же Иевлевым вместе с другим также весьма популярным рисовальщиком шестидесятых годов Лебедевым был помещен в альбоме "Рисунки к стихотворениям Некрасова" ряд литографий, изданных книжной торговлей Сеньковского и Ко в 4о. Лебедев был прозван "Русским Гаварни", но А. А. Сидоров более правильно называет его в одном из своих исследований -- Тиммом шестидесятых годов. Каждая тетрадь этого издания заключала в себе десять рисунков на отдельных листах с легендами. Иевлев, исполнивший в этом альбоме несколько литографий, был образованный художник, живший некоторое время в Лондоне. Его карандаш часто был боек и остроумен. Многие из его произведений полны мысли и чувства, хотя спешная журнальная работа часто вредила обдуманности его рисунка. Еще более повредил самому художнику русский национальный порок, от которого погибло столько даровитых русских людей, и именно этот порок свел его в могилу на тридцать первом году жизни. Иевлев, кроме журналов, участвовал своими рисунками в иллюстрировании произведений Кольцова и Минаева, но лучшие его рисунки -- к стихотворениям Некрасова. Что касается Лебедева, этого талантливого и плодовитого рисовальщика, то его рисунки к стихам Некрасова -- жизненны, правдивы, реалистичны и наглядно передают литературный текст. Некоторые рисунки Лебедева подверглись цензурным запрещениям; так в издании 1865 года художник должен был изменить композицию рисунка к стихотворению "Орина -- мать солдатская" и "Филантроп". Впервые в первоначальном виде рисунки эти воспроизведены в "Некрасовском альбоме" 1921 года.

0x01 graphic

   В 1877 году рисунки Лебедева были изданы В. Ивановым в альбоме "Кое-что из Некрасова", заключавшим в себе литографии к стихотворениям: 1) "Влас", 2) "Тройка", 3) "Крестьянские дети", 4) "Мороз -- Красный нос", 5) "Дешевая покупка", 6) "На Волге" и 7) "Похороны".
   Из числа этих рисунков три являются повторением рисунков, находившихся в альбоме 1865 года. К этому альбому 1877 года Лебедевым был заготовлен рисунок к "Огороднику", но был запрещен цензурой и не попал в альбом.
   В 1870 году в дешевом народном издании "Мороз -- Красный нос" были помещены тринадцать рисунков, гравированных на дереве И. Пановым. Тем же И. Пановым были исполнены шесть рисунков к стихам Некрасова, помещенным в "Родных отголосках", изданных П. Полевым, поставившим себе целью дать сборник стихотворений наших лучших поэтов, который мог бы служить канвой для богатой и разнообразной иллюстрации великорусского быта. К этой работе И. С. Панов отнесся с большой любовью и, изучая каждое стихотворение во всех его подробностях, дал целый ряд превосходных рисунков к стихам: "Мазай и зайцы", "Пчелки", "Влас", "Дядюшка Яков", "Генерал Топтыгин" и "Мужичок с ноготок". Полевой, по совету Паннемакера, опасавшегося, что у нас от неумелой приправки или небрежного печатания рисунков проиграет художественная их сторона, решил печатать его в Париже. В результате получилось совершенно безупречное, можно сказать, образцовое во всех отношениях издание, но могущее считаться только отчасти русским, так как рисунки Панова были гравированы в Париже Паннемакером, текст книги, набранный и сверстанный в типографии А. М. Котомина в Петербурге, был отпечатан в Париже, в типографии Моттроза, рисунок переплета, по наброску Панова, вырезан гравером на металле Сузан, а самый переплет исполнен в паровом переплетном заведении Анжеля и, наконец, бумага, по специальному заказу, изготовлена в Париже на фабрике Дю-Марэ. Поразительна тонкость печатания, одинаковая тональность шрифта и рисунков, а изящество и красота не только рисунков, но и заглавных букв и концовок, делают это издание совершенно исключительным среди всех иллюстрированных изданий, напечатанных на русском языке.
   Отдельную группу составляют иллюстрации к стихотворениям Некрасова, появившиеся в журналах, большинство которых нельзя признать удачными. Так в "Ниве" были помещены: "Дядя Влас" (1872, No 16), композиция Чистякова, гравировал Напер; "Что так жадно глядишь на дорогу" (1874, No 30), рисунок П. Медведева, гравировал Боярский; "Крестьянские дети" (1873, No 8), рисунки и композиции Коверзнева, гравировал Герасимов; "Генерал Топтыгин" (1872, No 25), композиция Каразина, гравировал И. Матюшин.
   

0x01 graphic

   Во "Всемирной иллюстрации" появились "Коробейники" (1875) Дмитриева-Кавказского. "Сам генерал Топтыгин едет на берлогу" с акварели П. Соколова, гравировал Зубчанинов (1876, No 390). Кроме этих гравюр на дереве в "Северном сиянии" была напечатана на стали у Брокгауза в Лейпциге картина "Мороз -- Красный нос" с рисунками Н. Дмитриева-Оренбургского и в "Художественном автографе" 1869 года -- литография с рисунка Васнецова "Крестьянские дети". Из всех этих рисунков лучшими надлежит признать Дмитриева-Кавказского и Дмитриева-Оренбургского и особенно акварели П. П. Соколова, которым, кроме "Генерала Топтыгина", были исполнены рисунки к ("Мазаю", "Кому на Руси жить хорошо" и "Еду ли ночью по улице темной". Все эти акварели написаны широкой размашистой кистью, фигуры прекрасно расположены, в сильных цветовых эффектах, очень живописны.

0x01 graphic

   Иллюстрации к стихотворениям Некрасова, появившиеся после его смерти, т. е. с 1878 по 1917 год, не многочисленны и мало интересны. Здесь прежде всего надлежит упомянуть об издании сестры поэта, Буткевич,-- "Некрасов русским детям" с шестнадцатью картинами работы барона М. П. Клодта, резанными на дереве и отпечатанными в Лейпциге у Брокгауза, Спб. 1881, 4о. В число стихотворений включена поэма "Саша", которая была посвящена И. Тургеневу и, строго говоря, не может относиться к "детским" стихотворениям. Очевидно, Буткевич хотела издать нечто подобное "Родным отголоскам", но получилось далеко не то. Картинки отпечатаны во всю страницу на более плотной бумаге и другого цвета, чем текст книги, каждая страница которого заключена в рамку, имеются украшенные заглавные буквы и концовки, но все это не имеет того изящества и тонкости, которое мы видим в парижском издании,-- все это несколько грубовато, а главное, что и картинки значительно уступают рисункам Панова, некоторые из них даже не совсем отвечают тексту,-- так, например, рисунок к "Генералу Топтыгину", изображающий момент приезда медведя на станцию, о котором у Некрасова сказано;
   
   Собрался честной народ
   Все село в тревоге...
   
   и дальше:
   
   Трус бежит, а кто смелей
   Те потехи ради
   Жмутся около саней...
   
   Между тем на картинке нет никакой толпы, а изображен только смотритель со сторожем да два ямщика. Так же не совсем удачна картинка к стихотворению "Накануне светлого праздника", у Некрасова сказано:
   
   На каждой тропинке,
   Ведущей к селу,
   Толпы появились.
   Вечернюю мглу
   Огни озарили,
   Куда-то идет
   С пучками горящей
   Соломы народ...
   
   На картинке какие-то отдельные фигуры, напоминающие огнепоклонников. В 1915 году вторым изданием в Петербурге были напечатаны в "Библиотеке наших детей" стихотворения Некрасова, Никитина и Сурикова с четырнадцатью рисунками С. Панова; рисунки эти очень плохи и чрезвычайно банальны. Также мало интересны "Рисунки к стихотворениям Некрасова" в альбоме, изданном в 1881 году, где они воспроизведены фототипиями. .
   Что касается иллюстраций, появившихся в журналах, то за этот период мы можем указать: в "Ниве" рисунок к стихотворению "Коробейники", гравированный Гелыптейном (1881, No 25), рисунок Кравченко "В деревне" (1888, No 3). Рисунок к стихотворению "Еду ли ночью по улице темной" Кеппена был гравирован Шлипером в "Живописном обозрении" (1880, No 30) и к тому же стихотворению с акварели П. Соколова в "Всемирной иллюстрации" (1894), в той же "Иллюстрации" с акварелей Соколова были помещены рисунки к стихотворению "Генерал Топтыгин" и "Кому на Руси жить хорошо". В журнале "Свет в картинах" был помещен гравированный Серяковым рисунок Микешина к стихотворению "Огородник" (1880, No 1). Надлежит также упомянуть об издании т-вом Сытина (1902) большого листа, исполненного хромолитографией с портретом Некрасова и семью картинами неизвестного художника к его стихотворениям. Была для того же Сытина исполнена Наталией Гончаровой картинка к "Коробейникам", но, кажется, издана она не была.

0x01 graphic

   Переходя к иллюстрациям, появившимся в революционный период, т. е. с 1918 по 1926 год, мы должны отметить, что отдельных изданий появилось в это время довольно много,-- так в 1919 году были изданы стихотворения Некрасова с одиннадцатью рисунками П. Бучкина. Рисунки эти очень скучны и банальны, свидетельствуют о полном отсутствии у художника творческой фантазии. Так к поэме "Саша" художник дал два рисунка, изобразив на обоих одинокую фигуру героини -- раз в поле, а другой раз в лесу. Картинка к стихотворению "Похороны" нисколько не дает впечатления о застрелившемся человеке. Так же неудачны и рисунки Д. И. Митрохина к стихотворениям Некрасова, появившиеся в том же 1919 году. В них нет никакой выразительности, они грубоваты и мертвенны.
   К этому же типу изданий относится и "Савелий богатырь русский" из поэмы "Кому на Руси жить хорошо" с рисунками некоего Энгельса, еще более слабыми и даже мало подходящими к тексту. Так, бывший каторжник, которого называли "рваные ноздри", когда-то закопавший живьем в землю немца управляющего, которого он столкнул в глубокую яму, столетний старик изображен благообразным Иваном Сусаниным из "Жизни за царя". Картинка: наказание розгами, происходящее по тексту поэмы в полку, изображает сцену, где из военных изображен один только генерал, да и тот в бальной форме, в. сюртуке с эполетами, и ни одного солдата. В таком же роде и остальные картинки. Это издание было повторено Гизом дважды по пятнадцать тысяч экземпляров. Последнее издание появилось в 1923 году, и, несмотря на это, я не мог его отыскать ни в одном магазине Гиза.
   В том же 1923 году вышли в издании Сытина стихотворения Некрасова, посвященные русским детям, с четырнадцатью рисунками А. Н. Комарова. Издание это является как бы повторением издания Буткевич 1881 года с той разницей, что исключены поэма "Саша" и стихотворение "Накануне светлого праздника", а добавлено стихотворение "Школьник". Рисунки воспроизведены отвратительно, на некоторых, как, например, стихотворение "В полном разгаре страда деревенская", даже трудно разобрать, что именно изображено. Все эти издания напечатаны крайне неряшливо, на плохой бумаге, рисунки воспроизведены цинкографиями, и в них мы видим, что напряженная продуктивность, плохое производство, невнимательное отношение к приправке рисунков, явное понижение типографской техники, плохие краски, плохая бумага, неряшливость технического надзора (машинистов и накладчиков) убивает в художнике творчество и индивидуальность, а отсюда понятно однообразие большинства этих иллюстраций и какая-то их штампованность. Массовые издания, идущие в широкое распространение, должны издаваться, печататься особо тщательно, так как надо всегда помнить, что эти книжки идут в широко-народные массы, где читатель нередко впервые сталкивается с изданием того или иного автора. Плохое исполнение издания может весьма повредить в деле усвоения автора, в заинтересованности читателя в данном чтении. Взгляд, что "народное" издание можно выпускать кое-как, должен быть оставлен навсегда, как особо вредный. Массовые издания должны быть изящны, красивы, старательно выполнены.

0x01 graphic

   Отдельное место должно быть отведено "Некрасовскому альбому", вышедшему к столетию со дня рождения поэта в 1921 году в издании Гиза под редакцией В. Евгеньева-Максимова. Альбом этот чрезвычайно интересен в библиографическом отношении и заключает в себе: портреты Некрасова и его родственников, автографы, заглавные листы его книг и изданий, иллюстрации к его произведениям, портреты современников Некрасова и карикатуры на него. Альбом издан был на плохой бумаге, но сто экземпляров вышли отпечатанными на лучшей бумаге и были выпущены в переплетах. К сожалению, в указания относительно иллюстраций вкрались неточности; так указано, что иллюстрации к стихотворениям "Филантроп" и "Свадьба" были помещены в альбоме 1877 года, в действительности же они находятся в альбоме 1865 года. Указанной в альбоме картинки к "Дядюшке Якову" нет, также нет иллюстраций к стихотворению "Огородник" в альбоме 1877 года; ошибочно указана в, том же альбоме картинка к стихотворению "Свадьба". Альбом "Шутки художника" Иевлева назван ошибочно журналом. Все эти неточности произошли оттого, что редактор издания для иллюстраций целиком пользовался собранием Картавова, хотя и библиофила, но человека мало образованного. Несомненно однако, что "Некрасовский альбом" является ценным пособием не только в деле ознакомления с жизнью и деятельностью Некрасова, но даже и в деле его изучения.

0x01 graphic

   Совершенно отдельное место в числе иллюстрированных изданий к произведениям Некрасова должно быть отведено изданию "Аквилона" 1922 года: "Шесть стихотворений Некрасова", автолитографии Б. М. Кустодиева. Издание это является одним из самых удачных прежде всего потому, что Кустодиев с его проникновенной любовью и чутьем к народно-крестьянскому быту наиболее всех других художников взаимно связан с Некрасовым единым духом внутреннего содержания. Настоящее издание является весьма удачным образцом соединения текстовых иллюстраций (т. е. вставленных в текст) с набором, что технически затруднительно, так как конструктору книги всегда чрезвычайно трудно так распределить иллюстрации, чтобы они связывались с текстом и пришлись точно на свои места. В настоящем издании нежный серый тон иллюстраций очень удачно связан с набором довольно тонких литер, также дающих общий серый тон. Можно только пожалеть, что талантливый художник взялся иллюстрировать все те же самые стихотворения Некрасова, которые столько раз были ранее иллюстрированы: "Влас", "Коробейники", "Дядюшка Яков", "Пчелы", "Генерал Топтыгин", "Мазай и зайцы", но все-таки и в них он дал свое и новое, вполне отвечающее духу поэзии Некрасова. Кроме этих иллюстраций у Кустодиева имеются еще и не вошедшие в это издание к "Морозу -- Красному носу" и "Парадному подъезду".
   Для полноты перечня иллюстраций к стихотворениям Некрасова надлежит еще указать на рисунки Авилова к стихотворению "Орина -- мать солдатская", Вахрамеева -- к стихотворениям "Школьник" и "Деревенские новости", Горбатова -- "Накануне светлого праздника", "Зеленый шум", "Жаба", "Генерал Топтыгин", "Мужичок с ноготок", Максимова -- "Русские женщины" и "На Волге", Савицкого -- "Железная дорога", "Мазай и зайцы".
   В числе иллюстраций к произведениям Некрасова надлежит также указать и акварели Д. Н. Кардовского, о котором, как о художнике книги, появилась статья К. С. Кузьминского. Д. Н. Кардовским иллюстрированы "Русские женщины" полностью, что является первой попыткой иллюстрирования этой поэмы, а также "Генерал Топтыгин".

0x01 graphic

   В иллюстрациях к "Русским женщинам" ярко отразились все особенности таланта Кардовского: глубокое проникновение темой, знание быта, строгий рисунок и превосходная композиция рисунков. Можно от души пожелать, чтобы эти иллюстрации поскорее были изданы.
   В заключение надлежит упомянуть о приготовленных к печати тридцати гравюрах на дереве И. Н. Павлова с рисунков А. А. Рыбникова в поэме "Кому на Руси жить хорошо". Рисунки исполнены кистью в чисто реалистическом духе, автор их хотел дать настоящие, неподкр антенные деревенские типы. Вполне удачными их назвать нельзя.
   Из этого обзо.оа иллюстраций к произведениям Некрасова можно видеть, как разнообразно отражается творчество художника пера в творчестве художника кисти, как много каждый иллюстратор привносит своего личного, как он помогает читателю и вместе с тем нередко уводит его за собой. Сличая иллюстрации художников нашего времени с иллюстрациями, современными самому Некрасову или близкими к его времени, можно убедиться, как различно понимается одно и то же литературное произведение иллюстраторами разных эпох и разных социальных групп, какие моменты выдвигают те и другие, что одни стремятся затушевать и что подчеркнуть. Иллюстрации, близкие по времени к самому Некрасову, представляют немалый интерес и потому, что дают множество мелких бытовых черт, как типы лиц, костюмы, обстановка и т. д., характерных для той эпохи и потому позволяющих нам приблизиться к тем образцам, которые рисовались самому Некрасову. Давно уже пора издать хорошо полное иллюстрированное собрание сочинений Некрасова. Эту нелегкую задачу на наш взгляд могли бы выполнить удачно в данное время только такие художники, как Б. М. Кустодиев и Д. Н. Кардовский.
   

Дополнение к статье В. Я. Адарюкова "Иллюстрированный Некрасов"

   В. Я. Адарюков заканчивает свой обзор иллюстраций к произведениям Некрасова 1926 годом. За истекшие годы появился ряд новых изданий, на титульных листах которых мы видим имена известных художников книги, и в то же время с грустью приходится отметить, что того иллюстратора, искреннего и внимательного, о котором мечтал покойный автор первого исследования об иллюстрациях к Некрасову, поэт до сих пор не дождался.

0x01 graphic

   Наиболее серьезным и тщательным является издание поэмы "Кому на Руси жить хорошо", выполненное в 1928 году Нижполиграфом. Многочисленные иллюстрации и книжные украшения, рисованные Рыбниковым и гравированные на дереве Иваном Павловым, о которых упоминает в своей статье В. Я. Адарюков, отпечатаны настолько хорошо, что невольно хочется наряду с двумя вышеназванными художниками поставить третьего -- Нижполиграф. Можно соглашаться или не соглашаться с трактовкой образов Рыбниковым, но нельзя не признать, что он дает свое определенное и продуманное понимание поэмы Некрасова, подчас несколько шаржированное, но часто меткое и заостренное. Гравированная на дереве в два цвета обложка с портретом Некрасова исполнена Шевердяевым; книга отпечатана на хорошей бумаге и вышла тиражом в 5200 экземпляров.
   Второй книгой с гравированными иллюстрациями в том же, 1928, году был "Генерал Топтыгин" с гравюрами на линолеуме А. Кравченко. В книжку входит, кроме двух иллюстраций к "Топтыгину", одна иллюстрация к "Дядюшке Якову", не упомянутому в заглавии. Обложка гравирована в два цвета, бумага неплохая, тир. 5000 экземпляров, ц. 10 коп, Думается, что художник, радующий нас блестящими иллюстрациями в тех случаях, когда они его привлекают, к данной книге подошел несерьезно, иллюстрации производят впечатление сделанных наспех и "как-нибудь" и ничего значительного из себя не представляют.
   Иначе воспринимается такая же маленькая и дешевая книжечка о "Дедушке Мазае и зайцах" с иллюстрациями Н. Н. Купреянова (Гиз, 1930, ц. 7 к., тир. 50 000). Маленькие мастерские рисунки, переданные автотипией, смотрятся с большим интересом. Здесь и Венеция, и "ряд деревенских охотников славных" --крошечные забавные фигурки, во всем связанные с текстом, и в то же время живущие своей самостоятельной жизнью, так как все же это условные человечки, а не реальные "Кузя" и "Мазай" Некрасова.
   Полное собрание стихотворений Некрасова под редакцией К. Чуковского вышло с иллюстрациями художника В. Замирайло. В моих руках было 6-е издание, М.-- Л., ГИХЛ, 1931, отпечатанное на очень скверной бумаге; рисунки, воспроизведенные автотипией, подчас сливаются в сплошное серое пятно, так что судить о подлинном замысле художника трудно. В книге ряд страничных иллюстраций: "Псовая охота", "Проводы", "В деревне", "Саша", "На родине", "До сумерек", "На Волге", "Крестьянские дети", "Железная дорога", "Кому холодно, кому жарко", "Декабристки", "Про холопа примерного -- Якова Верного". Странным кажется в некоторых случаях выбор иллюстрируемого момента и его трактовка, придающая элемент какой-то импрессионистически-туманной таинственности всегда четкому и жестоко-правдивому творчеству Некрасова ("Кому холодно, кому жарко" и некоторые другие).
   Сборник "Крестьянские дети" издан в 1930 году с рисунками Кардовского; в нем девять небольших иллюстраций и еще две на обложке, отпечатаны они неважно, бумага плохая. Сами по себе иллюстрации, кроме первой "Вчера утомленный ходьбой по болоту...", в которой дано портретное изображение самого Некрасова, не заключают в себе ничего, что сделало бы их характерными именно для Некрасовского сборника, они точно так же могли бы иллюстрировать и какой-нибудь другой детский сборник.
   "Коробейники" -- книга, оформленная художницей Миролюбовой, как дипломная работа во Вхутеине (Москва, изд. Полиграф, фак. Вхутеина, 1929, тираж 50 экземпляров). Книжные украшения и иллюстрации, гравированные на дереве, очень разнообразны по заданию: здесь и фронтиспис с портретом Некрасова, и титул, и заставки, и концовки, и инициалы, иллюстрация в тексте и иллюстрация страничная; много внимания уделено внешности книги, которая прекрасно набрана и отпечатана, но очень поверхностное отношение к воплощению образа, никак в книге не выявленного.
   В 1931 году ГИХЛ издана "Жизнь и похождения Тихона Тростникова" с иллюстрациями, заимствованными из современных написанию романа изданий, "Физиология Петербурга", "Тарантас" и др.
   Кроме того, эти годы дали ряд дешевых изданий отдельных произведений Некрасова, в которых автор иллюстраций в большинстве случаев остается неизвестным. Это "Коробейники" (Гиз, 1927, ц. 4 к., тираж 50000), "Счастливые" (1926), "Бабья доля" (два издания --1926 и 1928), "Горе старого Наума" (1928), "Помещик Оболт-Оболдуев" (1928), "Забытая деревня" -- сборник для детей старшего возраста, рисунки и обложка Д. Шмаринова (М.-- Л., Гиз, 1930), "Песни о прошлой подневольной жизни", "Долюшка женская" (1928), "Смерть крестьянина" (1927). Это все почти очень неряшливые книжки, с грубыми, в большинстве своем совсем нехудожественными иллюстрациями, отпечатанными в две краски -- красная и синяя (иногда черная), качество иллюстраций, в некоторых случаях несколько приближаясь к удовлетворительному, иногда бывает абсолютно недопустимым ("Бабья доля", изд. 1926 г.). Печать небрежная, бумага плохая. Перебирая эти дешевые книжки в ярких обложках -- под набойку, невольно спрашиваешь себя: неужели же это те книги, которые должно дать в широкие массы? И когда после всех этих утомительных сине-огненных книжек Гиз'а в руки попадает маленькая книжка, сдержанная и серьезная, четко отпечатанная на хорошей бумаге: "Н. А. Некрасов. Мороз --Красный нос", изд. "Крестьянской газеты", Москва 1928, тираж 25000, ц. 15 к., с портретом автора и 12 иллюстрациями в тексте, вздыхаешь облегченно и думаешь: "Ведь смогли же...".
   Последней по времени является гравированная на дереве иллюстрация художника Рябова для готовившейся к печати литературной хрестоматии Учпедгиза. Это уже иллюстрация не "к Некрасову", а к главе о Некрасове и его современниках; и не столько иллюстрация, сколько портрет, изображающий Некрасова читающим свои произведения Чернышевскому.
   Выдающийся интерес имеют иллюстрации Сергея Герасимова (акварели) к поэме "Кому на Руси жить хорошо", в издании "Academia", 1935 г.
   В числе старых изданий, иллюстрирующих произведения Некрасова, В. Я. Адарюковым не упомянут альбом: "Мороз-Красный нос". Поэма Некрасова в. 6 картинах. Рисунки на камне Елиз. Бем. 1871 г. Изд. Ильина (Ровинский, NoNo 4--10). У Ровинского описано издание 1871 г., у Тевяшова альбом датирован 1872 годом, тот же год стоит на экземпляре Ленинской библиотеки. Иллюстрации Елиз. Бем отличаются нарядной красивостью, которая позднее была так характерна для "русского стиля" эпохи зрелого промышленного капитализма.

М. Холодовская.

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru