На книжном рынке появились четыре юмористических книжки А. Аверченко и одна талантливая книга юмор, рассказов Тэффи1. Это подало повод заговорить в газетах о "возрождении" русской юмористики2. Кое-кто не постыдился потревожить тень Чехова3. Итак, два автора и пять книжек -- не мало ли этого для "возрождения"?
Рассказы А. Аверченко все изготовлены по одному трафарету, и в них удручающая суть, ибо автор не художник, а анекдотист. У него есть чувство анекдота, и он рассказывает, стараясь, чтобы вышло смешно. Это жанр не высокой марки. Ни единой художественной черточки в рисунке обстановки и персонажей не мелькнет у Арк. Аверченко. Плодовитый, как Лейкин4, он начинает так, как Лейкин кончал: пустым, быстро забываемым анекдотом, к которому никаких литературных требований не предъявляется.
Книга г-жи Тэффи литературней и интересней: здесь чувствуются проблески художественности, виден рисунок и есть те неожиданности, те интересные экспромты, на которые способен писатель с изощренным вкусом и тонким пером. Вещицы г-жи Тэффи живут самостоятельной жизнью, как особый род литер, произведений, маленькие гротески, где затейливо смешано уродливое, смешное и жалкое.
КОММЕНТАРИИ
Впервые опубл. в изд.: Студенческая Жизнь. 1910. No 25 (1). 22 августа. С. 1. Рубрика: Новые книги. Печатается по первой публикации.
Н. Аратов -- псевдоним писателя и критика Николая Яковлевича Абрамовича (1881-1922).
1 ...четыре юмористических книжки А. Аверченко и одна талантливая книга юмор, рассказов Тэффи... -- Имеются в виду сборники Аверченко "Юмористические рассказы" (СПб.: Издание М.Г. Корнфельда, 1910), "Рассказы (юмористические). Книга первая" (СПб.: Шиповник, 1910), "Рассказы (юмористические). Книга вторая" (СПб.: Шиповник, 1910) и "Веселые устрицы: Юмористические рассказы" (СПб.: Издание М.Г. Корнфельда, 1910), а также сборник Н.А. Тэффи "Юмористические рассказы. Книга первая" (СПб.: Шиповник, 1910).
2 Это подало повод заговорить в газетах о "возрождении" русской юмористики. -- Подробнее об этом см. в статье, на с. 771--775 наст. изд.
3 Кое-кто не постыдился потревожить тень Чехова. -- Имя Чехова в связи с изданием сборников Аверченко и Тэффи упоминалось, в частности, в рецензии С. Ауслендера (см. с. 696 наст, изд.) и в статье А. Измайлова "Цветы невинного юмора. (Юмористические рассказы А. Аверченко)", в которой критик отмечал:
Аверченко еще страшно молод. Еще вовсе беззаботно он смотрит на человеческие дурачества, и пока они только смешат его, не раздражая и не вызывая ненависти, как было с молодым Антошей Чехонте.
К слову сказать, в своих рассказах Аверченко более всего ученик Чехова первой фазы, автора "Пестрых рассказов" -- того Чехова, из которого молодое веселье, вульгарно выражаясь, так и пёрло.
Сближает Аверченко с этим мастером русского юмора и самая форма его рассказов. Все они коротенькие, сжатые, в порывистой, беглой манере, с теми же характерными мазками, с тем же усиленным пользованием настоящего времени в глагольных формах, что придает такую живость и естественность картинке.
Биржевые Ведомости. 1910. 21 июня (4 июля). No 11774. С. 3
4 Плодовитый, как Лейкин... -- Подробнее о Лейкине см. в статье, на с. 734--735 наст, изд., а также примеч. 2 к рецензии В. Полонского.