Абрамович, Николай Яковлевич, писатель. Родился в 1881 году. С 1898 года помещал критические фельетоны в "Донской Речи", "Приазовском Крае" и других изданиях. Стихотворения печатал в "Жизни" и "Журнале для всех". С 1905 года появляется ряд критических статей А. в "Образовании", "Современном мире", "Русской Мысли" и других, вышедших затем отдельными изданиями под заглавием "Литературно-критические очерки", т. I (1909), "Жизнь и творчество" (СПб., 1909), "В осенних садах" (СПб., 1909), "Религия красоты и страдания. О. Уайльд и Достоевский" (СПб., 1909), "Человек будущего" (СПб., 1909), "Сказка о Голом Короле" (СПб., 1910). Как критик, А. примыкает к той полосе модернизма, для которой общественность не имеет значения. Его занимают навеянные ницшеанством вопросы о соотношении начал "Аполлинического" и "Дионисовского", о соотношении жизни и смерти, о стихийности в поэзии, о страхе перед жизнью и т.п. Искусство для него аморально и аполитично. В поэзии он ценит только стихийность, смотрит на нее исключительно как на "голос живой природы", а на поэта - как на "непроизвольное эхо не узко-человеческой, но общей, беспредельно-космической жизни". У А. много красиво написанных страниц, но расплывчатость и желание писать не столько верно, сколько красиво, мешают верности и точности характеристики. Лучше всего удаются А. этюды об иностранных писателях - Уайльде, Гамсуне, Карлейле, Эмерсоне. В статьях о русских современных писателях слишком сильно выступают отклики вражды и полемических схваток журнальных кружков и котерий. С особенной строгостью А. относится к Леониду Андрееву, славу которого считает необычайно раздутою; он для него - "голый король" из известной сказки Андерсена. С. В.
Абрамович Н. Я. // Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939.
АБРАМОВИЧ Николай Яковлевич [1881-] - критик-эстет. Сотрудник журналов: "Образование", "Современный мир", "Русская мысль", "Жизнь" и "Журнал для всех". Критика А. изобилует рассуждениями, модными в эпоху реакции второй половины 900-х гг., напр. о "дионисовском" и "аполлоническом" начале, о жизни и смерти, о "стихийности" поэзии и ее "аморальности" и "аполитичности" и т. п. При этом нередко А. пренебрегает ясностью и точностью мысли ради красивой фразеологии.
Библиография: Литературно-критические очерки, кн. I, СПБ., 1909; Жизнь и творчество, СПБ., 1909; В осенних садах, 1909; Религия красоты и страдания. О. Уайльд и Достоевский, СПБ., 1909; Человек будущего, СПБ., 1909 и др. Под псевд. Н. Кадмин вышли: Очерки по ист. русск. лит-ры, М., 1912; История русской поэзии, М., 1919-1915 (2 тт.).