Абельдяев Дмитрий Алексеевич
Д. А. Абельдяев: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   АБЕЛЬДЯЕВ Дмитрий Алексеевич [13(25).10.1865, с. Рассоховец Щигров. у. Курской губ. -- не ранее 1915], прозаик. Отец из крестьян, мать - дворянка. Детство и юность провел в родительском имении, получил дом. образование. В 1875-79 учился в Курском реальном уч-ще (не окончил), затем занимался самообразованием. Жил в Курске. Дебютировал рассказом "Солдат Антип и жена его Пелагея" (РБ, 1895, No 5). В ж. "Рус. Мысль" опубл. рассказы "Старший рабочий" (1897, No 3), "Qui pro quo" (1911, No 9), в к-рых пытался социально мотивировать болезненные психол. состояния, в частности сопровождающие совершение преступления. В объемистом ром. "Тень века сего (Записки Абашева)", начало работы над к-рым относится к сер. 90-х гг., эротич. похождения героя перемежаются обширными филос. рассуждениями с обильным цитированием разл. соч. (от И. В. Гёте и А. И. Герцена до Ф. Ницше); в части их заявлена претензия на филос. опровержение христианства, создание новой морали, ориентированной на античность (в индивидуалистич. и эстетском ее восприятии). В письме к А. от 30 окт. 1910 В. Г. Короленко, отказывая в опубликовании романа в "Рус. богатстве", среди "очень существенных недостатков" назвал несоответствие материала "задачам" произв., "нехудожеств. обилие рассуждений", "вневременную" обстановку действия, узость и негуманность авторской позиции, хотя отмечал и "такие образы, которые говорят сами за себя" (Х, 460-61). В. Я. Брюсов увидел в романе "те настроения, те "искания", к-рые характерны для части нашего об-ва" 1880-90-х гг. (письмо к П. Б. Струве от 30 янв. 1911, "Лит. архив", в. 5, М.--Л., 1960, с. 325). А. удалось опубликовать роман (в сокр.), со значит. правкой Брюсова и Струве, в "Рус. мысли" (1912, No 6-12; отд. изд., без сокр.,-- М., 1913). За исключением неск. рецензентов, признавших верным изображение в романе "души усталого человека современности" (С. Розенталь "Против течения", 1913, 9 февр.), критика была единодушна в оценке "скучного, претенциозного произведения", в псевдоновациях к-рого разглядела "Старую-старую, давно знакомую обывательскую пошлость" (С. Заречная <С. А. Качановская>) - "Жен. дело", 1913, No 12, с. 10; см. также: ее же, "дон-Жуан-дегенерат в совр. лит-ре", там же, No 6; В. Кранихфельд - СМ, 1912, No 10, с. 325-30; Л. Козловский - РВед, 1913, 13 марта; Н. Пересветов - "Одес. листок", 1912, 5 сент., 1 нояб.). В ром. "Лилии" (М., 1914) интимные переживания героя А. пытается интерпретировать как отражение социально значимых проблем, в рассказе "О-ой!..." (сб. "Белый цветок", Курск, 1914) помещает их в контрастном соседстве с темой смерти. В целом А. достаточно характерен для "средней" беллетристики 1910-х гг., испытавшей влияние натурализма и декаданса.
  
   Лит.: (Письмо Короленко к А.] - ВЛ, 1962, No 4, с. 158--161. Венгеров. Список.
   Архивы: ЦГАЛИ, ф. 1666, ф. 2398 (письма А. ); ИРЛИ, ф. 181, оп. 1, д. 2 (письма Н. К. Михайловскому); ф. 377; ГБЛ, ф. 135 (письма к Короленко) ; ф. 386 (переписка с Брюсовым).

Е. В. Войналович, М. А. Кармазинская

   Источник текста: Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. -- Москва: Большая Российская энциклопедия, 1992. -- Т. 1: А-Г. -- С. 11--12.
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru