Павлович Михаил Павлович
Малоазийские перспективы

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    (Балканские победы и Германия).


   

Малоазійскія перспективы.

(Балканскія побѣды и Германія).

1. Drang nach Osten.

   Съ окончаніемъ войны между Турціей и союзными Балканскими государствами, за исключеніемъ Албанской территоріи, не можетъ быть уже и вопроса о раздѣлѣ европейскаго наслѣдства "больного человѣка" между великими державами. Тѣмъ съ большей силой встаетъ нынѣ вопросъ о раздѣлѣ Малой Азіи. "Почему бы намъ не послѣдовать примѣру балканскихъ союзниковъ",-- говорятъ нынѣ многіе дипломаты,-- и вмѣсто того, чтобы заподазривать другъ друга и вести каждый сепаратную политику, не столковаться разъ навсегда между собой относительно сферъ вліянія въ Малой Азіи въ предвидѣніи грядущихъ событій?" Въ кабинетахъ пацифистически настроенныхъ дипломатовъ, увлеченныхъ идеями Эстурнель де-Констана и мечтающихъ о территоріальныхъ пріобрѣтеніяхъ безъ конфликтовъ между крупными государствами, создаются уже проекты полюбовнаго разграниченія Малой Азіи на зоны вліянія. Согласно этимъ пацифистскимъ проектамъ грабежа безъ пролитія крови. Франція должна получитъ Бейрутскій и Дамасскій вилайеты, Италія значительную Часть Смирнскаго вилайета, Англія Палестину,.Аравію, Германія вилайеты Аданы, Ангоры, Коніи и др. Россія -- Арменію и т. д. Французское министерство иностранныхъ дѣлъ нащупывало уже почву относительно предоставленія Франціи свободы дѣйствій въ Сиріи въ обмѣнъ за предоставленіе Россіи таковой же свободы въ Арменіи, а Германіи въ Малой Азіи и Мессопотаміи. Въ данный моментъ всѣ дипломатическіе шаги Франціи по отношенію къ Россіи и Германіи не привели пока ни къ какимъ результатамъ. Ни Россія, ни Германія не желаютъ отказаться отъ своихъ притязаній на тѣ или другія области Сиріи. Болѣе успѣшны оказались переговоры съ Англіей. До декабря 1912 года Англія не желала отказаться отъ своихъ притязаній на Сирію. Наконецъ, по настоянію французскаго правительства, Англія согласилась отодвинуть на югъ границу своей будущей зоны вліянія и фиксировать сѣверную по линіи, идущей отъ порта Акка (С.-Жанъ-Акра).
   Во всякомъ случаѣ пока всѣ государства стараются уже занять новыя и укрѣпить свои старыя позиціи въ Малой Азіи. Но дремлетъ, конечно, и германская дипломатія. Какъ только нанялась балканская война, и турецкія цѣнности стали падать на парижской биржѣ, Германское правительство сдѣітало попытку скупить всѣ акціи Dette Unifiée Ottomane, которыя Парижъ выбрасывалъ на рынокъ. Эта махинація, имѣвшая цѣлью усилить вліяніе Германіи въ совѣтѣ Dette publique Ottomane, была своевременно замѣчена (см L'Écho de Paris 13 Octobre 1912); французское правительство приняло мѣры, которыя помѣшали Германіи сыграть съ такимъ важнымъ международнымъ учрежденіемъ въ Турціи, какъ Dette Publique, находящимся сейчасъ главнымъ образомъ въ рукахъ англійскихъ и французскихъ финансистовъ, ту же скверную штуку, какую сыгралъ нѣкогда Биконфильдъ съ Франціей, скупивъ большинство акцій Суэцкаго канала и вытѣснивъ Францію изъ этого предпріятія. Эта нѣмецкая операція, произведенная въ самомъ началѣ Балканской войны, показала, что германская дипломатія внимательно слѣдитъ за всѣми событіями, разыгрывающимися въ связи съ войной, и готовится во всеоружіи встрѣтить раздѣлъ Оттоманской имперіи. Черезъ нѣсколько мѣсяцевъ, въ мартѣ 1913 года, когда уже приближалась окончательная ликвидація балканской войны, союзница Германіи Австрія, дѣйствуя какъ въ своихъ собственныхъ интересахъ, такъ и въ интересахъ германизма вообще, пріобрѣла всѣ свободныя акціи нѣкоторыхъ балканскихъ желѣзныхъ дорогъ, имѣющихъ большое политическое и тортовое значеніе. Эта ловкая махинація была произведена синдикатомъ австро-венгерскихъ банкировъ, финансовой группой, въ которую входятъ Ротшильдъ, Länderbank, Кредитный банкъ. Вся операція, послѣ долгой подготовительной кампаніи, была начата и закончена въ одинъ и тотъ же день, въ субботу, 29 марта, и къ моменту закрытія биржи, въ рукахъ австро-венгерскаго консорціума, дѣйствовавшаго по порученію вѣнскаго (правительства, находилось 51 тысяча акцій двухъ важныхъ желѣзно-дорожныхъ линій: Митровица -- Салоники и Салоники -- Битоль (Монастырь). Обѣ желѣзныя дороги находились до того въ рукахъ турецкой "Компаніи восточныхъ желѣзныхъ дорогъ", весь акціонерный капиталъ которой состоялъ изъ 100 тысячъ акцій. Неизвѣстно еще, признаютъ ли балканскія правительства дѣйствительность этой сдѣлки. Очевидно, что, скупивъ 51 тысячу акцій восточныхъ желѣзныхъ дорогъ, Австрія сразу захватываетъ въ свои руки рѣшительное вліяніе на пути сообщенія, проходящіе по территоріи, занятой побѣдоносными войсками союзниковъ, и этимъ самымъ улучшаетъ какъ свои собственные шансы, такъ и шансы своей вѣрной союзницы въ борьбѣ за экономическое, а стало быть, и политическое вліяніе на Балканахъ.
   

2. Германія въ Анатоліи и Мессопотаміи. Армянскій вопросъ.

   Не ограничиваясь вышеописанными ловкими биржевыми операціями, представляющими одинъ изъ главныхъ методовъ борьбы современныхъ государствъ за вліяніе на Востокѣ, офиціальная Германія ни на минуту не забывала и своего важнѣйшаго дѣла въ Турціи, именно: Багдадской желѣзной дороги. Слѣдуетъ замѣтить, что австрійскія побѣды на Балканахъ, чисто ли экономическія территоріальныя или попросту дипломатическія -- служатъ интересамъ Германіи въ Малой Азіи. Германская дипломатія разсматриваетъ Австрію, какъ свой авангардъ въ походѣ на Малую Азію. Германія заинтересована въ томъ, чтобы Австрія сохранила свое вліяніе на балканскія желѣзныя дороги и не допускала введенія тарифовъ, неблагопріятныхъ для нѣмецкаго транзита по этому промежуточному пути. Съ другой стороны, Австрія еще болѣе заинтересована въ благополучномъ и скорѣйшемъ завершеніи Багдадской дороги, которая откроетъ всю Малую Азію австрійской промышленности и послужить на пользу именно Австро-Венгріи болѣе, чѣмъ какой-либо другой странѣ.
   Несмотря на всѣ тревожныя событія послѣднихъ лѣтъ, италотурецкую и балканскую войны, внутреннія неурядицы въ Турціи, революціи и контръ-революціи, смѣну режимовъ въ Оттоманской имперіи, отторженіе отъ нея одной области за другой, перспективы окончательнаго развала турецкаго государства и т. д.-- нѣмецкіе инженеры неустанно продолжаютъ работу сооруженія Багдадскаго пути. Чтобы понять, чего достигли нѣмцы въ этомъ отношеніи, нужно, прежде всего, принять во вниманіе, что путь, по которому проходитъ Багдадская дорога, всякаго рода географическими и топографическими условіями дѣлится на четыре участка, созданныхъ самой природой: 1) участокъ отъ Айдаръ-паши (противъ Константинополя), до горнаго массива Тавръ; 2) участокъ между двумя горными хребтами, отъ Тавра до горной цѣпи Аманъ, или Алмадагъ; 3) участокъ отъ горной цѣпи Алма-датъ до рѣки Евфрата, и наконецъ, 4) участокъ жъ востоку отъ Евфрата до Багдада. Энергичная работа или изысканія ведутся одновременно на всѣхъ участкахъ.
   На первомъ участкѣ отъ Айдаръ-паши до Тавра нѣмецкій рельсовый путь пересѣкаетъ большую часть Малой Азіи на протяженіи 1.020 километровъ до Коньи. Отъ Коньи до Эрегли нѣмецкіе инженеры довольно быстро проложили новую рельсовую колею, но у Эрегли начинаются первые контръ-форсы Тавра. Здѣсь приходится преодолѣвать необычайныя трудности, такъ что работа, начатая три года, тому назадъ, еще не закончена. По вычисленіямъ нѣмецкихъ инженеровъ, чтобы пересѣчь всю горную область Тавра рельсовой колеей, приходится.прорѣзать множество туннелей, общая длина которыхъ превыситъ 30 километровъ, и построить до 50 мостовъ. Въ настоящій моментъ линія отъЭрегли доходитъ уже до Бургурілу. Отсюда работы ведутся далѣе съ необычайной активностью. Но это самая трудная часть всей Багдадской линіи, и несомнѣнно, она будетъ закончена позже другихъ участковъ.
   2-й участокъ отъ Тавра до хребта Аманъ или Алма-дага. Здѣсь рельсовая колея пересѣкаетъ равнины Киликіи. Эта облаетъ имѣетъ очень важное политическое значеніе, если принятъ во вниманіе назрѣвающее обостреніе армянскаго вопроса. На сѣверѣ эта область соприкасается съ Арменіей, кромѣ того, она населена многими тысячами армянъ, утвердившихся въ Аданѣ, главномъ городѣ вилайета тото же имени. Въ виду того, что въ настоящее время уже начинается борьба между Россіей и Германіей изъ-за вліянія на турецкихъ армянъ, желѣзнодорожный участокъ, пересѣкающій вилайетъ Аданы, является въ рукахъ нѣмецкой дипломатіи важнымъ орудіемъ пропаганды нѣмецкаго вліянія среди армянъ и укрѣпленія нѣмецкой позиціи въ этихъ областяхъ Малой Азіи въ случаѣ обостренія армянскаго вопроса. Администрація багдадской дороги охотно принимаетъ на службу армянъ. Нѣмецкіе миссіонеры устраиваютъ народныя училища, въ армянскихъ городахъ и ведутъ пропаганду, доказывая, что только могучая Германія можетъ облегчить положеніе армянскаго народа и обезпечить послѣднему самую широкую автономію, если не полную независимость, какую союзница Германіи Австрія собирается подарить албанцамъ.
   Такъ, только недавно (17 апрѣля 1913 года) нѣмецкій посолъ Вангенгеймъ былъ у турецкаго министра внутреннихъ дѣлъ и обратилъ его вниманіе на положеніе армянъ въ Турціи. Посолъ поставилъ на видъ министру, что если стоящее у власти правительство окажется не въ состояніи разрѣшить армянскій вопросъ и успокоить армянское населеніе Кйликіи и Арменіи, то могутъ возникнуть весьма тяжелыя осложненія, которыя угрожаютъ неприкюсновенности азіатскихъ владѣній Турціи. Чтобы избѣжать вмѣшательства тройственнаго соглашенія въ малоазіатскія дѣла. Турціи, Вангенгеймъ далъ совѣтъ принять всѣ мѣры къ успокоенію населенія и прекращенію волненій въ Сиріи, Мессопотаміи и Арменіи, отнюдъ не прибѣгая, однако, къ репрессіямъ противъ христіанскаго населенія провинцій (курсивъ мой, М. П.).
   Несомнѣнно, что германская дипломатія начнетъ теперь пользоваться армянскимъ вопросомъ, между прочимъ, какъ важнымъ орудіемъ давленія на турецкое правительство. Придется каждый разъ давать Германіи очень серьезныя желѣзнодорожныя и всякаго рода другія концессіи, чтобы заставить ее проявить уступчивость и мягкость въ своихъ требованіяхъ относительно армянской автономіи, улучшенія судьбы армянскаго народа, и т. п. Однако, отъ интереса къ армянскому вопросу германская дипломатія уже не можетъ отказаться. Нѣмецкая пресса усиленно подчеркиваетъ необходимость для Германіи пріобрѣсть всѣ симпатіи армянскаго народа. Какъ писалъ недавно константинопольскій корреспондентъ "Vossische Zeitung", армяне являются въ Турціи единственнымъ политическимъ элементомъ, на который Германія можетъ опереться, чтобы развить свои великіе экономическіе интересы въ Анатоліи. Въ Перлинѣ уже сформировался комитетъ для защиты турецкихъ армянъ. Во главѣ комитета стоитъ докторъ Іоганнъ Лепціусъ, организовавшій серію рефератовъ въ разныхъ городахъ Германіи объ армянскомъ вопросѣ. Офицеръ нѣмецкаго гнеральнаго штаба графъ Вестарфъ пишетъ въ "Tägliche Rundschau" статьи, гдѣ высказываетъ свои симпатіи трудолюбивой, энергичной армянской націи, подчеркиваетъ ея цивилизаторскую миссію въ Турціи и Говоритъ даже о ея блестящихъ... военныхъ качествахъ. Другія времена, другія пѣсни! Прежнему индифферентизму германскаго правительства къ судьбѣ турецкихъ армянъ нѣтъ уже болѣе мѣста. По словамъ "Kölnische Zeitung", германское правительство рѣшило при первыхъ же анти-армянскихъ безпорядкахъ высадить свои войска въ Малой Азіи. Сейчасъ (май 1913 г.) на якорѣ у Мерсины стоятъ три военныхъ нѣмецкихъ судна: Гобенъ, Гайеръ и Страсбургъ. Гобенъ имѣетъ 1013 человѣкъ экипажа, Страсбургъ -- 370 и Гайеръ -- 160. Если мы примемъ во вниманіе, что Мерсина находится на разстояніи всего 67 километровъ отъ Аданы (см карту), что желѣзная дорога, соединяющая эти два пункта, принадлежитъ нѣмцамъ, которые черезъ нѣсколько часовъ послѣ начала осложненій могутъ доставить свои войска въ Адану, то мы поймемъ, какую роль Германія можетъ сыграть въ армянскомъ вопросѣ {8 мая нѣмецкія газеты опубликовали слѣдующее сообщеніе: "По полученнымъ въ Берлинѣ свѣдѣніямъ, положеніе въ Мерси, въ, внушившее нѣсколько недѣль тому назадъ нѣкоторыя опасенія, улучшилось. Можно не бояться безпорядковъ. Такимъ образомъ, не можетъ быть вопроса о высадкѣ нѣмецкихъ матросовъ". Итакъ, такая высадка предполагалась, болѣе того, считалась неизбѣжной... въ случаѣ австроитальянской высадки въ Баловнѣ и Дуреццо.}.
   2-ой участокъ Багдадской дороги, столь важный въ экономическомъ и политическомъ отношеніи, будетъ законченъ не ранѣе, чѣмъ черезъ три года. 27 апрѣля 1912 г. министръ общественныхъ работа Джавидъ-наша освятилъ въ Аданѣ открытіе новаго желѣзнодорожнаго участка протяженіемъ въ 150 километровъ. Теперь рельсовая колея останавливается у подножія хребта Алма-Дагъ. Между тѣмъ работы по продолженію дороги черезъ Тавръ продолжаются, несмотря на всѣ техническія трудности. Уже открыто для эксплоатаціи со времени упомянутой даты новыхъ 40 километровъ рельсоваго пути.
   3-ій участокъ отъ хребта Алма-Дагь до Евфрата пересѣкаетъ область, главнымъ городомъ которой является Алеппо. 12 декабря 1912 г., черезъ два мѣсяца послѣ начала балканской войны, въ Алеппо состоялось освященіе новаго участка Багдадской дороги протяженіемъ въ 215 километровъ. Эта линія доходитъ до Евфрата у Джерубулу. Она начинается у восточныхъ склоновъ Алма-Дагъ. тамъ, гдѣ скоро будетъ открытъ выходъ изъ туннеля, пересѣкающаго этотъ горный массивъ. Протяженіе этого гигантскаго туннеля равняется по вычисленіямъ нѣмецкихъ инженеровъ 5 километрамъ.
   Открытіе этого 3-го участка между Алма-Дагомъ и Евфратомъ имѣетъ очень важное значеніе и облегчаетъ уже теперь сношенія съ Мессопотаміей, прежде чѣмъ прорытіе туннелей черезъ Тавръ и Алма-Дагъ даетъ возможность установить прямое сообщеніе между Константинополемъ и Багдадомъ. Были уже сдѣланы недавно опыты отправки товара изъ Бейрута черезъ Алеппо въ Багдадъ съ помощью новаго пути. Въ то время, какъ только недавно товаръ шелъ до Багдада інсъ Бейрута 17 дней при хорошей погодѣ, такъ какъ отъ Алеппо приходилось отправлять его съ караваномъ, нынѣ тотъ же путь совершается въ 8 дней: два дня по желѣзной дорогѣ до Джерубулу и шесть дней рѣчнымъ путемъ по Евфрату. Лишнее распространяться о значеніи этой экономіи во времени и расходахъ, экономіи, которая уже теперь сказывается въ оживленіи сношеній съ Мессопотаміей.
   Четвертый рельсовый участокъ Багдадской дороги отъ Евфрата до Багдада протянется приблизительно на протяженіи 1000 километровъ. Въ настоящее время вся эта область тщательно изучается нѣмецкимъ археологомъ, барономъ фонъ-Юппенгеймомъ. Но нѣмцы и здѣсь не ограничиваются одними изысканіями. Въ іюлѣ 1912 г. состоялось освященіе первыхъ работъ по проложенію желѣзнодорожнаго участка, отъ самаго Багдада. Въ данный момента рельсовая колея отъ Багдада доходитъ до мѣстечка. Казмейнъ въ 12 километрахъ къ сѣверу отъ Багдада. Чтобы ускорить сооруженіе желѣзной дороги и облегчить транспортъ матеріала, необходимаго для постройки рельсовой колеи, нѣмцамъ пришлось подумать объ утилизаціи рѣчного пути, вдоль котораго идетъ траса будущей дороги, начиная отъ Мосула до Багдада. Но, какъ извѣстно, монополія плаванія по Тигру и Евфрату принадлежитъ знаменитой англійской компаніи Линча (Euphratis and Tigris Steam Navigation Company). Привлеченіе этой англійской компаніи, бывшей только недавно противникомъ Багдадскаго предпріятія, къ коопераціи съ Германіей является, несомнѣнно, крупной побѣдой нѣмецкой дипломатіи. Договоръ между компаніей Линчаи Deutsche Bank, творцомъ Багдадской дороги, былъ окончательно подписанъ въ сентябрѣ 1912 г. На основаніи этого договора въ Брюсселѣ было основано Société des transports fluviaux en Orient, съ капиталомъ въ 2.500.000 франковъ, раздѣленнымъ на 5.000 акцій по 500 франковъ каждая. Англійская компанія и Deutsche Bank подписались каждый на 2.497 акцій. Представители обѣихъ группъ, съ нѣмецкой стороны Гельферихъ, директоръ Deutsche Bank, затѣмъ Отто Ризъ и Конрадъ Бищофъ, а съ англійской, Генри Линчъ, сэръ Никольсонъ и Ф. Парри подписались на одну акцію каждый. Капиталъ распредѣленъ, такимъ образомъ, поровну между обѣими группами.
   Великое значеніе этой сдѣлки, подписанной по иниціативѣ покойнаго германскаго посла Маршаля фонъ-Биберштейна и англійскаго дипломата сэра Эрнеста Касселя, сразу бросается въ глаза. Въ свѣтѣ послѣдующихъ событій балканской войны, дружныхъ шаговъ Англіи и Германіи въ опасные моменты Балканскаго кризиса, означенный договоръ рисуется, какъ первый уже пройденный этапъ къ англо-германской коопераціи въ турецкихъ дѣлахъ. То обстоятельство, что Deutsche Bank, эта иниціативная и двигательная сила Багдадскаго желѣзно-дорожнаго предпріятія и всѣхъ германскихъ начинаній въ Турціи, явился одной изъ заинтересованныхъ сторонъ въ договорѣ объ учрежденіи Société des transports fluviaux, подчеркиваетъ громадное значеніе упомянутой рѣчной конвенціи. Съ другой стороны, участіе въ этомъ договорѣ съ англійской стороны фирмы Линча, имѣющей такіе важные торговые интересы въ Мессопотаміи и Персіи, играющей такую колоссальную роль въ персидской и мало-азіатской политикѣ Англіи, и опирающейся на содѣйствіе крупнаго синдиката, руководимаго Касселемъ, знаменуетъ начало содѣйствія англійскаго капитала сооруженію Багдадской дороги. Не слѣдуетъ забывать, что именно Линчъ съ особой энергіей боролся когда-то противъ Багдадской дороги и называлъ ее опорной базой германской гегемоніи надъ Малой Азіей. Только недавно онъ указывалъ на опасное значеніе отдачи Турціей порта Александретты въ германскія руки и находилъ, что Германія этимъ пріобрѣтеніемъ, во-первыхъ, получаетъ на Средиземномъ морѣ важнѣйшій опорный пунктъ для своего торговаго и военнаго флота, во-вторыхъ, превращаетъ Багдадскую дорогу, упирающуюся иначе въ тупикъ, въ міровой путь. Конвенція, подписанная Линчемъ съ Deutsche Bank, является важнымъ симптомомъ улучшенія англо-германскихъ отношеній и прекращеній прежней, казалось, непримиримой вражды между вліятельными финансовыми и торгово-промышленными группами обѣихъ странъ.
   Итакъ, резюмируя все вышесказанное по поводу Багдадской дороги, мы увидимъ, что изъ четырехъ участковъ этого великаго рельсоваго пути два участка, первый и третій, совершенно закончены;. что во 2-мъ промежуточномъ участкѣ, наиболѣе трудномъ въ техническомъ отношеніи, ибо онъ лежитъ между двумя горными массивами Таиромъ и Алма-Дагомъ, и крайне важномъ въ политическомъ и экономическомъ отношеніи,-- ибо здѣсь рельсовая колея проходитъ черезъ населенные армянами пункты, какъ Адана, и доходитъ своими развѣтвленіями до Александретты, будущаго мало-азіатскаго Гамбурга -- проложено и эксплуатируется уже до 200 километровъ рельсоваго пути, и затѣмъ наполовину осуществлены крайне трудныя и сложныя работы по проложенію туннелей черезъ обѣ горныя цѣпи, такъ что года черезъ три, четыре весь этотъ промежуточный участокъ будетъ совершенно законченъ и сомкнутъ съ первымъ и третьимъ участками; что, наконецъ, въ четвертомъ участкѣ желѣзно-дорожныя работы только начаты, но зато именно на этомъ послѣднемъ участкѣ, соприкасающемся съ границами англійской "сферы вліянія", одержана пока великая дипломатическая побѣда привлеченіемъ англійскаго финансоваго синдиката къ сотрудничеству съ "Deutsche Bank". На этомъ послѣднемъ участкѣ не встрѣчается никакихъ техническихъ трудностей, за исключеніемъ работъ по сооруженію металлическаго моста черезъ Евфратъ длиною въ 1.200 метровъ.-- Какъ бы то ни было, по расчетамъ нѣмецкихъ инженеровъ къ концу 1917 г. локомотивъ нѣмецкаго поѣзда, вышедшаго изъ станціи Хайдарѣпаша,-- противъ Константинополя,-- 'быстро промчавшись черезъ Анатолію, Сирію, Мессопотамію, прорѣзавъ горныя цѣпи Тавра и Алма-Дагъ, перелетѣвъ черезъ волны исторической рѣки Евфрата, огласитъ своимъ пронзительнымъ свистомъ и торжествующимъ грохотомъ своихъ колесъ своды грандіознаго вокзала, который Deutsche Bank собирается выстроитъ въ древней столицѣ калифовъ.
   По мѣрѣ проникновенія нѣмецкой рельсовой колеи въ Малую Азію и Мессопотамію въ необычайной мѣрѣ подымается германское вліяніе въ этихъ областяхъ. Въ Алеппо два года тому назадъ нѣмецкая колонія была немногочисленна. Съ того момента, какъ этотъ городъ превратился въ станцію Багдадской дороги, въ область стало иммигрировать много нѣмцевъ; правда, это не земледѣльцы, а инженеры, предприниматели, коммивояжеры, служащіе и т. д. Въ Алеппо уже открыта нѣмецкая школа, куда наряду съ нѣмцами охотно принимаются туземцы, здѣсь уже функціонируютъ нѣмецкіе вечерніе курсы, гдѣ, между прочимъ, преподается нѣмецкій языкъ для турокъ и армянъ; открыта въ Алеппо и прекрасная нѣмецкая библіотека. Однимъ словомъ, нѣмцы пускаютъ въ ходъ всѣ орудія культурнаго воздѣйствія, чтобы закрѣпить и усилить свое вліяніе въ области. Открыта уже нѣмецкая школа и въ Багдадѣ. Нѣмцы проектируютъ по окончаніи Багдадскаго пути открыть десятки школъ, а, можетъ быть, и университетъ въ столицѣ калифовъ. Не ограничиваясь этими чисто культурными начинаніями, нѣмцы стараются содѣйствовать развитію производительныхъ силъ въ районѣ Багдадской дороги. Такъ въ окрестностяхъ Коньи произведены одной нѣмецкой компаніей ирригаціонныя работы, и засѣяны обширные участки земли. Вокругъ Аданы та же компанія оросила 500.000 гектаровъ засушливой земли, предназначенной теперь для культуры хлопчатника. Понятно, отъ этого безконечно далеко до освобожденія Германіи отъ американскаго хлопковаго ига, но многое въ смыслѣ созданія хлопковой культуры въ Малой Азіи можетъ быть достигнуто даже въ ближайшее время.
   Слѣдуетъ оговориться, что естественныя богатства. Мессолотаміи сильно преувеличили", Горбахъ и Спрингеръ утверждали недавно, будто сѣверная Мессюпотамія и "савадъ" (Вавилонскій черноземъ) въ состояніи давать ежегодно до десяти милліоновъ тоннъ пшеницы. Спрингеръ опредѣлялъ площадь чернозема въ 24 милліона гектаровъ, затѣмъ эта цифра постепенно уменьшалась другими изслѣдователями, до 12 милліоновъ, 6 милліоновъ и, наконецъ, до 1/2 мил. гектаровъ.
   Многіе нѣмецкіе путешественники предвидѣли возможность созданія и блестящаго развитія хлопковой культуры въ Малой Азіи и сверженія, такимъ образомъ, гегемоніи С. Штатовъ на міровомъ хлопковомъ рынкѣ. По статистикѣ 1907--1908 года, С. Штаты вырабатываютъ болѣе 176 1/2 пудовъ хлопка, т. е. 69 1/2% мірового количества этого продукта. За Америкой идетъ Остъ-Индія (16%), Египетъ (6 1/2%), Россія (3%). Такимъ образомъ, все человѣчество въ производствѣ такого важнаго предмета, какъ одежда, находится въ зависимости отъ С. Штатовъ. Понятно, что нѣмецкимъ фабрикантамъ очень хотѣлось бы освободиться отъ американскаго хлопковаго ига. Однако, уже изъ русскаго опыта въ Туркестанѣ извѣстно, съ какими трудностями и затратами соединена культура хлопчатника. Американцамъ при всей ихъ энергіи и быстротѣ въ работѣ, дешевизнѣ машинъ, громадному количеству опытныхъ рабочихъ и блестящихъ инженеровъ понадобилось около 20 лѣта и 250 милліоновъ рублей, чтобы создать въ засушливыхъ районахъ Америки орошенную площадь въ 3 милліона десятинъ, пригодную для разведенія хлопка, въ количествѣ, добываемомъ нынѣ въ русскомъ Туркестанѣ. Стало быть, намъ, русскимъ, при нашей неподготовленности, какъ технической, такъ и экономической, понадобилось бы лѣтъ 40--50 и около 1/2 милліарда рублей, чтобы оросить еще около 3 милліоновъ десятинъ и получить еще столько хлопка, сколько мы имѣемъ теперь. Это. по словамъ "Тортово-Промышленной газеты", офиціальнаго органа нашего министерства финансовъ, дало бы Россіи возможность освободиться вполнѣ отъ необходимости ввозить американское волокно, предполагая, конечно, что спросъ русскихъ фабрикъ на хлопокъ не увеличивается. Уже изъ этихъ данныхъ очевидно, что надежды нѣкоторыхъ германскихъ прожектеровъ освободить нѣмецкую промышленность съ помощью хлопковыхъ плантацій въ Мессопотаміи отъ необходимости платить дань С. Штатамъ представляетъ собою сущую фантазію. Понадобились бы десятилѣтія упорнаго труда, внутренняго порядка въ Малой Азіи и милліарды марокъ, чтобы создать въ Турціи условія, благопріятныя для развитія хлопковаго хозяйства въ масштабѣ, необходимомъ для удовлетворенія потребности нѣмецкихъ фабрикъ въ волокнѣ. Нужно было бы возстановить старинные ирригаціонные каналы, существовавшіе во времена калифовъ, осушить безграничныя болота, насадить лѣса на горахъ, однимъ словомъ, создать заново весь край. Экономическое возрожденіе Малой Азіи представляетъ собой фактъ вполнѣ возможный, во всякомъ случаѣ, это дѣло отдаленнаго будущаго. Однако, если возрожденіе Малой Азіи въ области земледѣльческаго хозяйства сопряжено съ большими трудностями и колоссальными затратами, иначе приходится судить о перспективахъ индустріальнаго развитія этихъ областей. Несомнѣнно, что Багдадская дорога съ ея развѣтвленіями дастъ могучій толчокъ эксплоатаціи минеральныхъ богатствъ Малюй Азіи, развитію здѣсь нефтяной промышленности, горнаго дѣла и т. д. Но и въ этомъ отношеніи "капитуляціи", невозможность заключать свободно торговые договоры, полная экономическая зависимость отъ хищническаго европейскаго капитала, нежеланіе европейскихъ правительствъ отказаться отъ своихъ привилегій въ Турціи, будутъ еще долго тормозить развитіе производительныхъ силъ Малой Азіи.
   

3. Германія въ Сиріи и Палестинѣ.

   Германія не ограничивается энергичной работой и пусканіемъ своихъ (корней въ областяхъ, лежащихъ по обѣ стороны Багдадскаго рельсоваго пути. Нѣмецкое вліяніе проникаетъ и въ Палестину, гдѣ оно хотя и медленно, но постепенно усиливается. Многіе еще не забыли, съ какой торжественной помпой Вильгельмъ II, окруженный пышной и многочисленной свитой, облаченной въ театральный {На головѣ царственнаго комми-вояжера красовалась традиціонная прусская каска съ золотымъ орломъ, но лицо императора было скрыто большой бѣлой вуалью, падавшей на плечи. На великолѣпный, бѣлый мундиръ (кирасирскій), былъ наброшенъ тончайшій дамасскій бурнусъ, прозрачный, какъ вуаль, и блестѣвшій какъ золото. Императоръ показывался передъ глазами смертныхъ, какъ бы изъ-за облаковъ и, очевидно, стремился произвести впечатлѣніе полу-человѣка, полу-бога. Французскій писатель Etienne Lamy въ своей любопытной, хотя уже устарѣвшей книгѣ "La France du Levant" подробно распространяется о томъ эффектѣ, который на воображеніе впечатлительныхъ азіатовъ, производило это "бѣлое видѣніе на бѣломъ конѣ".}, какъ будто взятый на прокатъ изъ какой-нибудь большой оперы, костюмъ, соотвѣтствующій-де обстановкѣ, высадился 25 октября 1898 года въ Каяффѣ, какъ затѣмъ вступилъ въ Іерусалимъ, въ какомъ напыщенномъ тонѣ говорилъ онъ въ ту пору о нѣмецко-турецкой дружбѣ. Именно въ Дамаскѣ 8 ноября 1898 г. Вильгельмъ II произнесъ слѣдующія сенсаціонныя слова, которыя еще вплоть до послѣдняго времени гипнотизировали многихъ турокъ и мѣшали имъ правильно понимать международную ситуацію и критическое положеніе оттоманской имперіи.
   "Преисполненный глубокаго волненія при мысли находиться на томъ мѣстѣ, гдѣ пребывалъ одинъ изъ благороднѣйшихъ государей всѣхъ временъ, великій султанъ Саладинъ, рыцарь безъ страха и безъ упрека, который нерѣдко даже своимъ врагамъ давалъ уроки истиннаго рыцарскаго духа, я пользуюсь прежде всего случаемъ, чтобы благодарить султана Абдулъ-Гамида за его гостепріимство. Пустъ султанъ и триста милліоновъ магометанъ, разсѣянныхъ по всей землѣ и почитающихъ въ немъ калифа, будутъ увѣрены, что во всякій моментъ германскій императоръ будетъ ихъ другомъ" (курс. нашъ, М. П.).
   Путешествіе Вильгельма къ святымъ мѣстамъ на поклоненіе гробу Господню и всѣ эти напыщенныя лицемѣрныя фразы немало содѣйствовали укрѣпленію нѣмецкаго политическаго и экономическаго вліянія, какъ во всей Оттоманской имперіи, такъ отчасти въ Сиріи и Палестинѣ. Во время визита Вильгельма II. въ 1898 г. въ Сиріи существовали четыре нѣмецкія земледѣльческія кюйопіи: въ Каяффѣ, и Яфѣ, въ Саровѣ и въ Рефаимѣ. Сейчасъ послѣ отъѣзда Вильгельма II. изъ Палестины здѣсь образовалась пятая нѣмецкая колонія Вильгельмина. но послѣднимъ нѣмецкимъ свѣдѣніямъ нѣмецкая колонія въ Саронѣ имѣетъ 300 гектаровъ обработанной полевой земли, 150 гектаровъ виноградниковъ, 24 гектара апельсиновыхъ деревьевъ, 72 лошади, 260 коровъ, 90 свиней; нѣмецкая колонія въ Каяффѣ, насчитывающая 100 семействъ, имѣетъ 150 гектаровъ обработанной полевой земли. 64 лошади, 216 коровъ, 112 овецъ, 54 козы и т. д... Нельзя безъ усмѣшки читать этотъ тщательный подсчетъ количества свиней, козъ, коровъ въ каждой нѣмецкой, колоніи. Очевидно, съ точки зрѣнія патріотической нѣмецкой печати, любая безобидная нѣмецкая овца или корова въ Палестинѣ и Сиріи заслуживаетъ самаго большого вниманія со стороны Vaterjand'а: она оправдываетъ однимъ своимъ скромнымъ существованіемъ колоссальные расходы на армію и флотъ и является въ рукахъ Германіи цѣннымъ залогомъ при предъявленіи нѣмецкихъ правъ и на Сирію. Въ Германіи и даже въ нѣмецкой Швейцаріи появляются многочисленныя изданія, знакомящія нѣмецкую публику съ германскими побѣдами въ Сиріи. Julius Loytved пишетъ намъ объ этомъ въ "Zeitschrift des Kyffhäuserverbandes der Vereine Deutscher Studenten".
   Hans Brugger пишетъ цѣлый томъ о нѣмецкихъ колоніяхъ въ Палестинѣ, объ ихъ возникновеніи и развитіи: Die deutschen Siedetungen in Palaestina", ihre Vorgeschichte; Gründung und ßntvicklung". Профессоръ О. Варбургъ въ пятомъ выпускѣ "Schriften der Deutsch-Asiatischen Gesellschaft" изучаетъ колонизаціонное и экономическое значеніе Сиріи (Syrien als Wirtschafts und kolonisations Gebiet); докторъ W. Sehwoebel изучаетъ дороги, деревни, всѣ жилыя помѣщенія, источники, воды, колодцы, базары и т. д. Галилеи въ своей работѣ "Die Verkehrswege und die Ansiedelungen Galileas", даетъ книгу, которая, по справедливому замѣчанію одного швейцарскаго рецензента, написана, какъ будто, для прусскаго генерала, которому нужно размѣстить свои войска въ Галилеѣ.
   Въ самой Палестинѣ сталъ недавно выходить новый еженедѣльный нѣмецкій журналъ "Іерусалимская недѣля", являющійся органомъ колоній нѣмецкихъ "тампліеровъ" въ Іерусалимѣ, Каяффѣ, Яффѣ и Виѳлеемѣ. Послѣ константинопольской "Osmanischer Lloyd" "Іерусалимская недѣля" является вторымъ нѣмецкимъ органомъ въ Оттоманской имперіи. Но нѣмцы не ограничиваются однимъ созданіемъ новыхъ органовъ печати въ Палестинѣ. Въ настоящее время рѣшено открыть въ Каяффѣ нѣмецкое коммерческое училище.
   Это мирное нѣмецкое нашествіе стало тревожить турокъ. Въ 1907 году, напримѣръ, "Общество для содѣйствія нѣмецкой колонизаціи въ Палестинѣ" ссудило 150 тысячъ марокъ "Каяффскимъ тампліерамъ" для покупки въ собственность деревни Вифлеемъ. Общество полагало, что, благодаря содѣйствію всесильной нѣмецкой дипломатіи и взяткамъ, удастся обойти турецкій законъ, запрещающій анонимнымъ обществамъ пріобрѣтать земельную собственность. Предполагали обойти затрудненіе, записавъ пріобрѣтенную землю на имя президента нѣмецкаго общества. Но такъ какъ многіе европейцы примѣнили уже эту уловку, турецкое правительство приняло мѣры противъ нея. Несмотря на всѣ настоянія германскаго правительства и взятки высшимъ чиновникамъ, колонизаціонному нѣмецкому обществу не удалось добиться своего. Турецкое правительство прекрасно понимало, что первая уступка въ этомъ отношеніи нѣмцамъ повела бы къ тому, что скоро вся поземельная собственность Оттоманской имперіи очутилась бы въ рукахъ "Deutsche Bank", "Австрійскаго поземельнаго банка", "Ліонскаго кредита" и другихъ хищническихъ финансовыхъ учрежденій.
   Замѣтимъ, что колонизаціонные нѣмецкіе планы относительно Анатоліи, Мессопотаміи и Палестины пугали даже вѣрнаго друга Вильгельма II, именно султана Абдулъ-Гамида, несмотря на то, что завѣтной мечтой послѣдняго было достиженіе союза съ Германіей. Вотъ что пишетъ о нѣмецкихъ планахъ Абдулъ-Гамидъ въ своихъ мемуарахъ, опубликованныхъ недавно въ извѣстномъ журналѣ: "Nord und Süd".
   "Теперь какъ разъ настало время снова оказать сопротивленіе нѣмецкому вліянію. Мы должны дать понять grandseigneur'у, германскому послу Маршалю фонъ Биберштейну, что онъ и германская политика не внушаютъ намъ довѣрія. По плану германскаго императора, какъ мнѣ сообщаетъ мой посолъ изъ Берлина, часть Малой Азіи должна войти въ сферу германскаго вліянія. Что же! Противъ промышленнаго оживленія Анатоліи присодѣйствіи нѣмцевъ я,-- конечно, ничего не могу возразить, но германскія газеты требуютъ уже заселенія нѣмцами полосы территоріи вдоль Багдадской желѣзной дороги. Что воображаютъ эти газетчики? Не думаютъ ли они, что мы отдадимъ германскимъ колонистамъ страны, которыя наши предки купили цѣной столькихъ жертвъ и усилій? Къ сожалѣнію, мы упустили время и позволили чуждому элементу вторгнуться къ намъ, въ этомъ все наше несчастье. Но въ Анатоліи мы хотимъ и должны остаться одни. Слава Аллаху, что у насъ осталось, покрайней мѣрѣ, это послѣднее убѣжище для нашихъ единовѣрцевъ и единоплеменниковъ, которыхъ тѣснятъ со всѣхъ сторонъ".
   Насколько многіе нѣмцы начинаютъ въ послѣднее время интересоваться Палестиной, видно хотя бы изъ статьи Марбургскаго профессора Бланкенгорна, напечатанной въ "Kölnische Zeitung" 16 марта1913 года. Профессоръ упрекаетъ нѣмецкую дипломатію въ томъ, что она. дала загипнотизировать себя Малой Азіей. Багдадской дорогой и забыла, что существуетъ другая область, гдѣ Германія имѣетъ-де болѣе важные интересы, чѣмъ въ Анатоліи, именно Палестина. По увѣреніямъ Вланкенторна, очевидно, тенденціознымъ, нѣмецкій языкъ самый распространенный въ Палестинѣ послѣ турецкаго, арабскаго и еврейскаго; нѣмецкія земледѣльческія колоніи крайне многочисленны и процвѣтаютъ, интересы Германіи въ Палестинѣ болѣе важны, чѣмъ интересы другихъ странъ. Пусть Палестина, -- заключаетъ Бланкенгорнъ,-- остается въ рукахъ Турціи и не достается ни одной изъ великихъ державъ. Но если послѣднее должно произойти, ни одна страна не имѣетъ такихъ правъ на Палестину, какъ Германія, хотя бы въ силу многочисленныхъ нѣмецкихъ (колоній, процвѣтающихъ въ этой странѣ. Палестина должна остаться въ рукахъ турокъ или перейти къ Германіи: Яффа и Каяффа въ случаѣ раздѣла Турціи должны быть нѣмецкими, точно такъ же. какъ Александретта.

0x01 graphic

   Однако, нельзя не видѣть, что нѣмецкіе успѣхи въ Палестинѣ сильно раздуты. Если даже подсчитать число всѣхъ коровъ, свиней, овецъ, лошадей и т. д., которыми нѣмецкіе колонисты владѣютъ въ Палестинѣ, получится не особенно внушительная цифра. Но при первомъ же взглядѣ въ карту, какъ уже законченныхъ сирійскихъ. такъ и сооружаемыхъ анатолійскихъ дорогъ, нельзя не замѣтить. что Германія имѣетъ прочную базу для усиленія въ недалекомъ будущемъ своего экономическаго, а стало быть и политическаго вліянія въ Палестинѣ. Въ самомъ дѣлѣ, вѣдь всѣ сирійскія дороги смыкаются съ багдадскимъ рельсовымъ путемъ (см. карту) и представляютъ какъ бы его продолженіе или развѣтвленіе. Уже теперь, когда Багдадская колея еще не закончена, товары изъ Бейрута, Дамаска начинаютъ тянуться по направленію къ станціямъ Багдадской дороги, Алеппо, Джерубулу и т. д. Несомнѣнно, что въ будущемъ всѣ сирійскія дороги явятся какъ бы подъѣздными путями къ магистральной Багдадской линіи. Лишнее распространяться о значеніи этого факта. Очевидно, что если Малая Азія будетъ раздѣлена на зоны вліянія, особенно велико будетъ значеніе именно нѣмецкой зоны.
   

4. Германскіе планы и германскіе страхи

   Итакъ, отвергая всѣ преувеличенія нѣмецкой печати, мы все же видимъ, что имперіалистическая Германія имѣетъ великіе промышленные и политическіе интересы въ Малой Азіи. Интересы эти настолько реальны, настолько важны, настолько связаны со всей внѣшней политикой капиталистической Германіи въ теченіе послѣднихъ десятилѣтій, что съ ними не могутъ не соображаться правительства сильнѣйшихъ европейскихъ государствъ. Попытка со стороны одной какой-либо державы или группы державъ начать раздѣлъ Малой Азіи, не считаясь съ германскими интересами въ этихъ областяхъ, могла бы вызвать войну, передъ послѣдствіями которой поблѣднѣли бы всѣ подобныя катастрофы минувшихъ вѣковъ. Именно, раздувая слухъ о якобы совершившемся уже раздѣлѣ Малой Азіи на сферы вліянія между державами Тройственнаго Соглашенія, помимо Германіи и въ ущербъ ей {О тайномъ проектѣ раздѣла Малой Азіи между Россіей, Англіей и Франціей распространяется, между прочимъ, въ "Kölnische Zeitung" упомянутый выше профессоръ Блантенгорнъ, убѣждая своихъ соотечественниковъ не допустить осуществленія этого проекта.}, нѣмецкая дипломатія и заинтересованные въ дальнѣйшихъ вооруженіяхъ правящіе крути имперіи сумѣли взбудоражить всю нѣмецкую буржуазію и добиться ея сочувствія колоссальному, безпримѣрному въ военной исторіи послѣдняго времени усиленію германской арміи сразу на четверть ея нормальной величины, а военныхъ расходовъ сразу болѣе, чѣмъ на милліардъ марокъ. Какъ извѣстно, на засѣданіи рейхстага 15 (28) января 1913 года, лидеръ націоналъ-либеральной партіи Вассерманъ поставилъ имперскому канцлеру вопросъ о справедливости слуховъ по поводу приписываемыхъ державамъ Тройственнаго Соглашенія проектовъ насчетъ раздѣла Малой Азіи.
   На другой день 16 (29) января германскій посолъ въ Константинополѣ, Вангенгеймъ, на парадномъ обѣдѣ въ клубѣ Тевтонія, по случаю дня рожденія Вильгельма II, какъ бы отвѣчая на слухи, тревожащіе германскихъ патріотовъ, заявилъ, что ни въ настоящемъ времени, ни въ будущемъ Германія не допустить какихъ-либо покушеній на Анатолію, гдѣ у нея имѣются жизненные интересы, и сказалъ, между прочимъ, слѣдующее:
   "Германія никогда не позволитъ Россіи оказать давленіе на Турцію. Объ этомъ было бы наивно и думать. Для того, чтобы предоставить свободу дѣйствій кабинету Сазонова, Германія никогда не подумаетъ принести въ жертву свои жизненные интересы въ Анатоліи. Ни сейчасъ, ни въ будущемъ мы никому не позволимъ наложить руки на Анатолію".
   Торжественное провозглашеніе германскимъ посломъ въ Константинополѣ принципа неприкосновенности Малой Азіи произвело огромное впечатлѣніе на турецкое общество. Но какое значеніе можно придавать подобнымъ заявленіямъ? Понятно, что очень ограниченное. Именно, державы Тройственнаго Союза начали раздѣлъ возрождающейся Оттоманской имперіи, Австрія аннексіей Босніи и Герцеговины, Италія нападеніемъ на Триполи, и было бы крайне наивно думать, что Германія пожертвуетъ костями померанскихъ гренадеровъ по-просту для того, чтобы помѣшать Россіи овладѣть Арменіей, а Англіи Аравіей. Германская печать съ достаточной ясностью разъяснила смыслъ угрозы Вангенгейма. Вотъ что писала въ связи съ рѣчью нѣмецкаго посла "Deutsche Tageszeitung" по поводу проектовъ, приписываемыхъ Россіи:
   "Если Россія приведетъ въ исполненіе свою угрозу и двинетъ войска въ Арменію, она этимъ самымъ создастъ новую ситуацію и вызоветъ соотвѣтствующія дѣйствія со стороны другихъ государствъ... Тройственный союзъ будетъ препятствовать окончательной ликвидаціи Турціи, пока послѣдняя будетъ оставаться жизненнымъ государствомъ, но если опасеніе ея окажется "возможнымъ, Тройственный Союзъ постарается оградить свои интересы".
   Но съ особой категоричностью и выпуклостью нѣмецкая точка. зрѣнія формулирована въ "Послѣднихъ берлинскихъ новостяхъ": "Можетъ быть, младотурки, эти герои турецкой свободы, думаютъ, что Германія и ея союзники подымутся противъ Тройственнаго Соглашенія, чтобы спасти Турцію. Это, по нашему мнѣнію, ни на чемъ не основанная надежда. Конечно, мы постараемся продлить существованіе Азіатской Турціи, насколько лишь это будетъ возможно, но мы не пожертвуемъ собой во имя охраны турецкаго государства. Если Азіатская Турція сдѣлается когда-нибудь причиной европейской войны, случится это не потому, что Германія пожелала бы помѣшать разрушенію Оттоманской имперіи, а только потому, что Германія не можетъ допустить, чтобы ее устранили отъ участія въ новомъ раздѣлѣ земного шара. Однако, понятно, что сама Турція отъ такой войны ничего выиграть не можетъ".
   Графъ Ревентловъ въ пангерманскомъ "Deutsche Tages Zeitung", "Post", органъ свободныхъ консерваторовъ, "Zeit und Mittag", очень распространенный демократическій органъ -- всѣ въ номерахъ отъ 29 января 1913 года писали въ томъ же духѣ. Однимъ словомъ, какъ формулировалъ органъ Вассермана и партіи націоналъ-либераловъ "Magdeburger Zeitung" отъ того же 29 января 1913 года: "Раздѣлъ Малой Азіи противъ воли или помимо участія Германіи не будетъ допущенъ". Впрочемъ, надо прибавить, что германскій посолъ Вангенгеймъ въ послѣдующихъ заявленіяхъ турецкому правительству не постѣснялся поставить точки на і. Такъ, 8 мая сего года германскій посолъ угрожающе заявилъ великому визирю, что если въ результатѣ анти-армянскихъ безпорядковъ послѣдуетъ оккупація той или другой части Малой Азіи войсками какого-либо иностраннаго государства, Германія немедленно приметъ мѣры для охраны своихъ интересовъ и займетъ своими военными отрядами всѣ тѣ округа, по которымъ проходитъ анатолійская дорога.
   Нѣмецкіе публицисты, нѣкоторые нѣмецкіе дипломаты съ глубокой откровенностью, представляющей рѣзкій контрастъ съ туманными фразами дипломатовъ и "политиковъ" другихъ странъ, формулировали сущность германской программы по отношенію къ мало-азіатскому вопросу. Если бы руководящіе слои турецкаго общества могли понять смыслъ надвигающихся событій, они должны были бы увидѣть, насколько безплодно при данныхъ условіяхъ ломаніе головы надъ разрѣшеніемъ вопроса о томъ, по направленію какой изъ двухъ группъ европейскихъ державъ должна оріентировать Турція курсъ своей внѣшней политики, чтобы сохранить свою азіатскую имперію. Однако, несомнѣнно, что если Вильгельмъ II приведетъ въ исполненіе приписываемый ему планъ отправиться въ скоромъ времени въ Палестину, гдѣ имѣются-де многочисленныя нѣмецкія колоніи, и посѣтитъ Іерусалимъ, чтобы подчеркнуть передъ глазами всего міра великіе нѣмецкіе интересы въ Малой Азіи, найдутся тысячи и тысячи оптимистовъ въ Турціи,.которые увѣруютъ въ возможность спасенія Оттоманской имперіи путемъ новыхъ желѣзнодорожныхъ концессій пресловутому "Deutsche Bank" и другимъ нѣмецкимъ финансовымъ консорціумамъ.
   Нынѣ очевидно, что всякая новая концессія въ пользу Германіи не предотвратить нападенія со стороны той или другой европейской державы или труппы государствъ на азіатскія владѣнія Турціи, не заставитъ Германію выступить въ роли рьянаго защитника территоріальной неприкосновенности Малой Азіи, а послужитъ лишь цѣннымъ залогомъ въ рукахъ нѣмецкихъ имперіалистовъ для требованія своей доли при общемъ дѣлежѣ азіатскаго наслѣдства. Несомнѣнно, что Германія пока заинтересована въ кратковременномъ продленіи существованія азіатской Турціи. Развѣ невыгодно для "Deutsche Bank", если доходы, получаемые отъ провинцій, лежащихъ совершенно въ сторонѣ отъ района Багдадской линіи, тѣмъ не менѣе идутъ на обезпеченіе километрической гарантіи этого желѣзнодорожнаго пути. Но тѣмъ не менѣе, только изъ-за принципа сохраненія территоріальной неприкосновенности Малой Азіи, Германія не намѣрена воевать. Другое дѣло, если кто-либо попробуетъ наложить свои руки на Анатолію и вообще азіатскія области, прорѣзанныя нѣмецкимъ рельсовымъ путемъ. Тогда Германія не остановится передъ тѣмъ, чтобы съ оружіемъ въ рукахъ отстаивать свои права на турецкое наслѣдство. Въ качествѣ могучей имперіалистической державы Германія выступила на арену міровой исторіи слишкомъ поздно, когда всѣ лучшія мѣста на солнцѣ оказались занятыми другими, болѣе счастливыми государствами: Англіей, Россіей, Франціей, Голландіей и т. д. Яэ грустно и не смѣшно ли,-- говорятъ нѣмецкіе патріоты,-- что какая-нибудь Португалія или Бельгія имѣютъ болѣе цѣнныя колоніальныя владѣнія, чѣмъ такая первоклассная военная и промышленная страна, какъ Германія? При такихъ условіяхъ отказъ отъ своихъ правъ на часть Малой Азіи равно см ленъ-де для Гер маніи моральному самоубійству, признанію безцѣльности и безсмысленности всѣхъ усилій, которыя въ теченіе послѣднихъ десятилѣтій дѣлались германскимъ правительствомъ и германской дипломатіей для поддержанія престижа страны, признанію безплодности всѣхъ колоссальныхъ затратъ на никому не нужныя армію и флотъ, которые болѣе сорока лѣтъ готовились къ бою и держали свой порохъ сухимъ только для того, чтобы позорно отдать ненасытнымъ хищникамъ, Россіи, Франціи, Англіи территоріи, куда Германія вложила столько милліоновъ марокъ, столько энергіи и упорнаго труда. Вотъ идеи, которыя въ теченіе послѣднихъ мѣсяцевъ пропагандируются во всей германской печати, за исключеніемъ органовъ соціалдемократической печати. Съ того момента, какъ въ связи съ Балканской войной усилилась русская агитація въ Арменіи, французская въ Сиріи и англійская въ Аравіи, буквально не проходитъ дня, чтобы одинъ, другой десятокъ нѣмецкихъ газетъ не затронули бы вопроса о русскихъ интригахъ, о французскихъ козняхъ, объ англійскихъ поползновеніяхъ въ Малой Азіи, о перспективахъ окончательнаго крушенія Оттоманской имперіи. Не удивительно, что все нѣмецкое крестьянство, вся мелкая, крупная буржуазія, вся бюрократія и военщина, однимъ словомъ, всѣ слои и массы германской націи, за исключеніемъ соціалъ-демократически настроеннаго пролетаріата, мечтающаго о внутреннихъ побѣдахъ, а не о внѣшнихъ завоеваніяхъ, прониклись убѣжденіемъ, будто нынѣ Германія снова стоитъ на поворотномъ пунктѣ своей исторіи, и что поэтому страна должна поставить въ случаѣ нужды, все на карту, лишь бы отстоять завоеванныя позиціи въ Малой Азіи и этимъ сохранить свою роль, какъ міровой державы.

Мих. Павловичъ.

"Современникъ", кн. VII, 1913

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru